БУАМАР (Boismard) Мари Эмиль
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БУАМАР (Boismard) Мари Эмиль, иером. (р. 1916), франц. католич.
специалист по НЗ. Род. в Сеше. Получив высшее образование, вступил
в Доминиканский орден. Преподавал экзегетику НЗ в ун-те Фрайбурга
(Швейцария) в 1950-53 и в *Иерусалим. библ. школе (1948-50, 1953-
).
Гл. работа Б. — комментарий к Евангелиям, к-рый вошел в трехтомный
труд, изданный им в сотрудничестве с *Бенуа: «Синопсис четырех Евангелий»
(«Synopsis des Quatre Еvangiles en fran‡ais avec parallЉles des
Apocriphes et des PЉres», v.1-3, P., 1965-72). Б. излагает свою
гипотезу возникновения Евангелий, к-рая, по его мнению, более соответствует
совр. данным, чем *двух источников теория. Согласно Б., в основе
канонич. Евангелий лежат четыре первонач. документа. Первый (документ
А) происходит из Палестины. Это простые и конкретные рассказы о
Христе. Документ В отражает переосмысление документа А в языко-христ.
среде, но с сохранением изначального характера и строя текста. Документ
С также отражает одну из самых ранних палест. традиций. Наличие
такого независимого предания можно обнаружить в Ев. от Марка. Документ
С служит источником и для Мф, Лк, Ин. И, наконец, четвертый документ,
к-рый Б. обозначает, следуя теории двух источников, Q (*Квелле).
По старой гипотезе, Q содержал изречения Спасителя (*Логии), вошедшие
в Мф и Лк, но отсутствующие в Мк. Согласно предположению Б., авторы
Евангелий от Матфея и Луки независимы друг от друга, а Q мог содержать
многообразные тексты. Как замечает *Харрингтон, взгляд Б. на Q «менее
жесткий, чем в теории двух источников». На основе указ. документов
были написаны более цельные евангельские тексты, к-рые, в свою очередь,
послужили основой для евангелистов. Последние были, т.о., редакторами
бережно сохраненного Предания. Все три фазы охватывают около четырех
десятилетий. Б. подробно обосновывает свою гипотезу и суммирует
ее в следующей схеме.
Б. внес большой вклад в *текстуальную критику НЗ, сравнивая
различные переводы, манускрипты и цитаты из Писания у отцов Церкви.
Он вычленил наиболее краткий текст, к-рый считает самым близким
к первоначальному (RB, 1957, № 164, p. 365-67).
u Le Prologue de saint Jean, P., 1953; Du baptЉme … Cana, P., 1956;
L’Apocalypse, RFIB, т. 2; Quatre hymnes baptismales dans la PremiЉre
ђpЊtre de Pierre, P., 1961; La vie des Еvangiles, P., 1980 (in coll.
A.Lamouille).
l WBSA, p. 25.
|