Ежи Клингер
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
КЛИНГЕР (Klinger) Георгий (Ежи), прот. (1918-76), польский правосл. богослов.
Род. в Смоленске, в семье проф. филологии; дедом К. был архиеп.Феодосий Смоленский.
В 1924 переселился с семьей в Польшу. Учился в Познанском ун-те, Пражской правосл.
ДС и на филологич. отделении Ягеллонского ун-та, к-рый окончил в 1945 и был оставлен
при каф. философии. Сан священника К. принял в 1952, после чего служил в приходах
Польской Правосл. Церкви. С 1954 преподавал в Правосл. ДС (Варшава), а с 1957
перешел в Христианскую богосл. академию, где вел курсы догматич. и нравств. богословия.
С 1967 исполнял обязанности проректора академии. Он принимал участие в экуменич.
работе и неоднократно бывал гостем Московского Патриархата.
Осн. труды К. относятся к области литургики, но ряд его работ посвящен библ.
проблемам. К. являлся единственным правосл. богословом, принимавшим и развивавшим
мн. концепции *Бультмана. С т. зр. К., в них правомерно то, что наиболее часто
оспаривалось критиками Бультмана: опыт приложения к интерпретации Библии совр.
филос. концепций, в частн., экзистенциализма. К. напоминает, что так поступали
древние апологеты, каппадокийцы, блж.*Августин. Правда, принимая бультмановскую
*демифологизацию, К. толкует миф шире, чем нем. экзегет, — как миф-мифологему,
как символич. обозначение реальности, ссылаясь при этом на правосл. авторов *Булгакова
и Б.Вышеславцева. В работе «Бультмановская концепция Креста и Воскресения в свете
православного богословия» (1968; рецензия: ЖМП, 1969, № 12) К. подчеркивает, что
для богословско-литургич. традиции Православия Крест и Воскресение нераздельны.
Это, по мнению К., вполне согласуется со взглядом Бультмана. Однако совпадение
здесь далеко не полное; и сам К. вынужден признать, что правосл. понимание Пасхи
«перерастает бультмановскую перспективу». В др. работах К. применял символико-экзистенциалист.
метод толкования к частным аспектам Свящ. Писания. Так, он рассматривал эпизод
с юношей в Мк 14:51-52 в связи со сказанием об Иосифе (Быт 39). В свете древних
литургич. и святоотеч. памятников К. понимал образ юноши как *аллегорию человека,
принимающего крещение и оставляющего ветхие одежды. Автор сам признает, что эта
спорная интерпретация — не более чем гипотеза («Утраченная экзегеза двух строк
Ев. от Марка», 1966). В том же плане дает К. толкование слов об Ангеле, возмущавшем
воду в купели Вифезда (Ин 5:4). Для раскрытия своей мысли экзегет привлекает данные
*археологии библейской. Находки в развалинах купели свидетельствуют, что этим
целебным источником пользовались язычники — найдены их благодарственные надписи,
посвященные богам. К. считает, что замена «богов», в частн., Асклепия «Ангелом»
указывает на широту раннехрист. подхода к язычеству («К проблеме влияния библейской
археологии на новое понимание некоторых элементов раннехристианской доктрины»,
1974).
В сфере ВЗ К. придерживался *новой исагогики и использовал ее для толкования
*истории спасения. Он считал, что религия *патриархов еще лишена сотериологич.
элемента и поэтому историю спасения следует заключить в рамки между Исходом и
явлением Христа. Именно Исход стал прообразом вхождения в новую жизнь, прообразом
крещения. Спасение есть факт сверхисторический, обращенный к личности человека,
но в то же время оно осуществляется в эмпирич. истории. Правосл. учение о Домостроительстве
может, по словам К., соединить эти два аспекта. Оно объясняет и слова Христа в
Мф 16:28, к-рые «следует относить не только к поколению апостолов и первых христиан,
но к каждому поколению христиан, так как в каждом поколении есть люди, для которых
Царство Божие — осуществившаяся реальность». Т.о., К. включал в свое толкование
и доктрину *«осуществленной эсхатологии». Он утверждал, что спасение, имевшее
историч. рамки, остается после явления Христа и начала эсхатологич. эры открытым
для всех («Исход и Крещение как два основных пункта в Истории спасения», 1974).
u O istocie Prawos‹awia, Warsz., 1983 (в этом сборнике осн. произведений К.
есть очерк его биографии и перечень его работ).
l (Некролог), ЖМП, 1976, № 10.
|