ХАСТУПИС Афанасиос
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ХАСТУПИС Афанасиос (р.1921), греч. правосл. библеист. Окончил богословский
фак-т Афинского ун-та, где с 1952 был проф. по каф. Свящ.Писания ВЗ. В 1953 перешел
в Салоникский ун-т, где получил степень доктора богословия и был назначен деканом.
В наст. время является проф.Афинского ун-та по кафедре *исагогики и ветхозав.
*герменевтики библейской.
Важнейший труд Х. — "Исагогика Ветхого Завета" (1981). В этом курсе учтены
все достижения совр. текстологии, библейской *археологии и *историко-литературной
критики. В вопросе об *источниках *Пятикнижия Х. занимает умеренную позицию, признавая
наличие в тексте Моисеевых книг ряда независимых традиций и в то же время отвергая
историч. скептицизм школы *Велльхаузена. Х. подчеркивает, что раскопки в странах
*Древнего Востока доказали глубокую древность сказаний Пятикнижия. По мнению Х.,
сам Велльхаузен как добросовестный исследователь изменил бы свою т. зр., если
бы располагал данными о новейших находках. Эти находки, отмечает Х., показывают,
что "основы влюченных в Пятикнижие преданий и ядро законодательства восходят ко
временам становления Израиля как народа. Доминирующей фигурой той эпохи был, разумеется,
Моисей, организатор, религиозный вдохновитель и законодатель". Результаты раскопок,
по мнению Х., имеют определ. значение и для библейского *богословия. Благодаря
им "открылись новые горизонты в толковании Ветхого Завета.В свете изучения историко-филологического
фона более адекватно уясняются вечные истины Писания, такие как этический монотеизм,
Откровение Бога через события истории, Божественное присутствие в мире, богоизбранность,
Откровение через пророков". Признавая важность научных исследований Библии, Х.
в то же время отмечает, что "нетленная ценность религиозных истин" Писания "заключена
в самой их природе, а не в их историко-филологических формах". В процессе исследования
*Септуагинты Х. пришел к выводу, что в ряде случаев *масоретский текст сохранил
более точно первонач. смысл Писания.
l Qrhskeutikѕ kai єJikѕ ™gkuklopa…deia, ўAJБnai, 12 (там же приведен список
трудов Х.). |