Ганс Кюнг
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
Ганс Кюнг: письмо с критикой папы Бенедикта XVI Ратцингера, 2010.
Интервью со сравнением Ратцингера и Путина, 2011.
КЮНГ (Kung) Ганс, свящ. (р.1928), нем.-швейц. католич. богослов, представитель
т.н. «неомодернизма». Род. в Швейцарии. Окончил Грегорианский ун-т в Риме (1955).
Рукоположен в 1955. Продолжал образование в Сорбонне и Католическом ин-те в Париже.
В 1957 получил степень д-ра богословия за работу о *Барте. С 1960 проф. догматики
в Тюбингенском ун-те, директор Ин-та экуменич. исследований при этом ун-те. В
1962 был приглашен на II *Ватиканский cобор в качестве эксперта. Экклезиологич.
труды К. принесли ему известность и в то же время вызвали критику. В них К. требовал
коренного пересмотра всей церк. структуры, начиная с папства. В результате Ватиканская
конгрегация по вопросам веры в 1979 лишила К. права преподавать от лица Римско-Католической
церкви.
К библ. тематике относятся две работы К.: «Быть христианином» («Christ Sein»,
Munch., 1974; англ. пер.: «On Being a Christian», Garden City, 1976; рус. пер.
без м. и г. изд.) и «Существует ли Бог? Ответ нового времени о Боге» («Existiert
Gott?», Munch., 1978; англ. пер.: «Does God exist?», Garden City, 1980; рус. пер.
1982 без м. изд.). Первая книга, при всей широте охвата проблем, сосредоточена
вокруг Евангелия. Автор подробно характеризует вызов, к-рый бросает Церкви технич.
цивилизация, социальные доктрины и мировые религии, а затем дает на него ответ.
Написанная публицистически, с большим воодушевлением, книга отличается странной,
на первый взгляд хаотичной композицией, но в действительности она обусловлена
диалектикой автора. Честно исследуя доводы оппонентов и частично признавая их,
он говорит о том, что, по его мнению, составляет сущность христианства. Как и
либеральные теологи, он верит, что основа Евангелия — Иисус, Человек, в Котором
было явлено миру Лицо Бога. Своей жизнью и смертью Он подорвал все виды «религиозно-социального
истеблишмента». Не священник, не аскет, не политич. деятель, не реформатор, Он
был отвергнут, осужден и убит; но Бог воскресил Его. Отныне «Иисус Христос Сам
в Своей Личности есть П р о г р а м м а христианства». Быть христианином — значит
подражать Ему, актуализируя «воспоминание об Иисусе Христе в теории и практике».
Исходя из этих тезисов, К. дает собств. интерпретацию еванг. учения.
К. считает, что формулы традиционной *христологии устарели, и пытается найти
для служения Иисусова новые термины («Представитель Бога», «Поверенный Бога» и
т.п.). Однако они соответствуют скорее *пророкам и не могут быть признаны удовлетворительными.
К тому же, не говоря о спорном и туманном толковании Пасхальной тайны, пафос манифеста
К. подрывается безоговорочным принятием самых крайних гипотез новозав. критики.
Ограничиваясь лишь ссылкой на лит-ру, К. без достаточных оснований пишет, напр.,
что исповедание Петра «следует рассматривать как отражение позднего вероисповедания
общины», что «вероятно, Иисус не называл Себя сыном Давидовым, Мессией», что заповедь
крестить народы — вымысел общины, что «Сын Человеческий был для Иисуса, возможно,
не идентичной с Ним личностью», что Церковь «основана не Иисусом, но возникла
после Его смерти в свете креста и Воскресения» и т.д. К. даже не оговаривается,
что эти мнения отнюдь не общеприняты в новозав. науке. Принимая их без критики,
он фактически утрачивает право столь пространно и определенно говорить о содержании
учения Иисусова. Ведь историч. скептицизм, априорно допущенный К., позволяет признать
лишь одно: Иисус существовал как реальное лицо; все прочее есть не Его слово,
а слово общины. Позиция, занятая К., кажется тем более спорной, что принимаемые
им гипотезы не являются научно доказательными, а продиктованы догматич. предпосылками,
восходящими к либеральному протестантизму.
Более позитивный характер носит книга К. «Существует ли Бог?», в к-рой на фоне
многовековых филос. исканий и споров о последней Реальности автор дает глубокое
и всестороннее обобщение основ библ. веры.
u Die christliche Herausforderung, Munch., Z., 1980; Ewiges Leben? Munch.,
Z., 1982 (англ. пер.: Eternal Life?, Garden City, 1984); в рус. пер.: О статье
Вальтера Каспера «Христология "снизу"», «Символ», 1987, № 17.
l К у з м и ц к а с Б.Ю., Неомодернистская христология Г.Кюнга, в кн.: Философия.
Религия. Культура, М., 1982; е г о ж е, Филос. концепции католич. модернизма,
Вильнюс, 1982; ICI, 1978, № 527, 1980, № 547.
|