Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ВЕЛЛАС Василиос


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ВЕЛЛАС Василиос (1902-69), греч. правосл. библеист, историк и археолог. Учился на богословском ф-те Афинского ун-та, а также в Мюнхене и Берлине, где непосредственно занялся проблемами ВЗ (его учителем был *Зеллин). С 1936 В. — профессор евр. языка, герменевтики и ВЗ в Афинском ун-те. Он возглавлял Департамент культов при Министерстве просвещения, исполнял ряд должностей в церк. управлении Элладской Правосл. Церкви. В 1960-61 ректор Афинского ут-та. На Всеправославном совещании (о. Родос) он входил как эксперт в состав делегации Иерусалимской Церкви («Всеправосл. совещание на о. Родосе. Материалы и документы. Список делегатов совещания», ЖМП, 1961, № 11).

Во время своей преподавательской деятельности в Афинах В. представил доклад на I Конгресс правосл. богословов — «Библейская критика и церковный авторитет» (издан отд. книгой на греч. яз.: Афины, 1937 и вошел в сборник док-тов конгресса: «Bibelkritik und Kirchliche Autorit„t, ProcЉs Verbaux du I-er CongrЉs des th‚ologiens orthodoxes», Athenes, 1939). В этом докладе В. обосновал след. тезисы: 1) боговдохновенность Свящ. Писания догматически не связана с науч. вопросами *исагогики, в т. ч. вопросами авторства свящ. книг; 2) каноничность Библии, провозглашенная Церковью, не означает, что Писание сообщает точные сведения географич., космологич., историч. характера. Эти сведения человек черпает не из *Откровения, а познает естественными силами разума; 3) предполагаемая библеистикой многосоставность ряда свящ. книг (Ис, Дан, Зах) не может влиять на их вероучительный авторитет как Слова Божьего. Эти взгляды В., к-рые он развивал во многих своих работах, нашли отклик у других докладчиков конгресса, в т. ч. у рус. богослова *Сове. Согласуются они и с воззрениями таких правосл. мыслителей, как *Булгаков и *Ельчанинов, а также других представителей *русской библейско-историч. школы. Начиная с  40-х гг. В. публиковал толкования на ВЗ (*Малые пророки, Пс и др.), написанные с учетом достижений  библ. критики.

u Перечень трудов В. см.: Simotas, P., Qrhsceutich lai hJich egcucl’opaideia. — т. 3, ’AJhnai, 1963.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова