ДЖОРДЖ РАЙТ
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РАЙТ (Wright) Джордж Эрнест (1909-74), амер. протестантский
библеист. Принадлежал к пресвитерианской церкви. Ученик *Олбрайта
и его преемник на посту директора "Американской школы восточных
исследований". Проф. по каф. ВЗ богосл. семинарии в Чикаго (1945-58)
и проф. богословия в Гарвардской богосл. школе (с 1958). Участвовал
в раскопках Сихема и др. древних городов *Палестины. Изучал вопросы
археологич. датировки культурных слоев по типам керамики.
Совместно с *Филсоном составил "Вестминстерский исторический библейский
атлас" ("The Westminster Historical Atlas to the Bible", Phil.,
1945). Важнейшей работой Р. является "Библейская археология" ("Biblical
Archaeology", Phil., 1957). В ней дан очерк развития принципов этой
науки и последовательный обзор всех находок, связанных с историей
двух Заветов. Кроме того, автор анализирует сходство и различие
между ветхозав. учением и религиями *Древнего Востока. По его мнению,
"историю избранного народа следует изучать теми же методами, что
и историю других народов"; однако он подчеркивает, что Библия –
это не только историч. документ, но и исповедание веры,
Слово Божье. Признавая осн. выводы *документарной теории, Р. считает,
что она не может умалить *боговдохновенность Библии. Историк и критик
лишь уточняют, каким образом *Откровение дошло до нас; само же содержание
Откровения должно осмысляться с религиозной, богословской т. зр..
В частн., анализируя различные описания Скинии в Исх, Р. показывает,
как различ. традиции, каждая по-своему, выражают "имманентность
трансцендентного Бога". Специально вопросам библ. богословия посвящена
популярная работа Р., написанная совместно с Фуллером Р. "Книга
деяний Божиих" ("The Book of the Acts of God", Garden City (N.Y.),
1957). B ней он следовал по пути, проложенному Олбрайтом,
*Нотом и *Радом. В частн., он поддерживает их взгляд на роль богослужения
в сохранении библ. *Предания и формировании Библии (см. ст. Ритуально-историч.
школа). Как и его учитель Олбрайт, Р. отрицал *исторический эволюционизм
и метод *демифологизации, принятый экзегетами *"истории форм" школы.
На материале *сравнительно-религиозного изучения Библии Р.
показывал, что уже самые ранние разделы ВЗ преодолевают мифологич.
тип мировоззрения, свойственный Древнему Востоку (см. ст.
Миф и Библия).
u The Challenge of Israel's Faith, Chi., 1944; Old Testament against
Its Environment, Chi.-L., 1950; The Biblical Doctrine Of Man in
Society, L., 1954; The Bible and the Ancient Near East, Garden City
(N.Y.), 1961; Shechem, N.Y., 1965; The Old Testament and Theology,
N.Y., 1969.
l Свящ.М е н ь А., Рец. на кн.: [Райт Д.Э., Библейская археология,
Филад.-Лондон, 1957], ЖМП, 1962, ? 3; D е v е r W., Biblical Theology
and Biblical Archaeology; An Appreciation of G. Ernest Wright, "Harvard
Theol. Rev.", 1980, ? 1-2; RGG, Вd.7, S.267.
|