АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ БИБЛЕИСТИКА
См. Библия в разных странах.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. Библейская наука в Великобритании,
Ирландии и США стала развиваться позднее, чем в странах европ. континента,
хотя уже в 17 в. *Гоббс сделал первые шаги в этом направлении. 18
в. в англояз. странах дал в основном работы по *литературной и *текстуальной
критике и частной *экзегезе, такие, напр., как исследования Уильяма
Лоуса (1661-1732) и его сына, еп. Роберта Лоуса (1710-87). Последний
написал толкования на Кн. Исайи и на библ. поэзию. Придерживаясь
ортодокс. взглядов, они не пренебрегали и теми науч. методами, к-рые
к тому времени получили распространение во Франции и особенно в
Германии. В 1792 англ. католич. священник *Геддес развил теорию
*Астрюка, превратив ее в «теорию фрагментов». Он допускал, что Пятикнижие
сложилось не из неск. источников, а целиком мозаично по своему составу.
В 1-й пол. 19 в. в Англии положение существенно не изменилось,
в США же безраздельно царили *вербализм и *фундаментализм (хотя
сам этот термин появился позднее). Однако достижения нем. библеистики
(в т.ч. *Гезениуса и школы *Де Ветте) постепенно проложили себе
дорогу в англояз. страны. «Лекции по библейской критике», написанные
Дэвидсоном С. (1808-1900) (Davidson S., «Lectures on Biblical Criticism»,
Edin., 1839), заметно отражают это влияние. Наибольшее развитие
эта тенденция получила во 2-й пол. 19 в. Но, несмотря на то, что
у школы *Велльхаузена были в Англии и США горячие сторонники (*Бриггс,
*Гастингс, *Драйвер, *Смит Р., *Чейн и др.), она встретила и серьезную
критику (коллективный труд под ред. Харви «Закон Моисеев: Моисей
и "высшая" критика», «Lex Mosaica: Moses and the Higher Critics»,
intr. by A.Hervey, L., 1895).
В области новозав. исследований англояз. библеисты 19 в. шли двумя
путями. Одни на основе критики и экзегезы источников создавали целостные
реконструкции свящ. истории (*Гейки, *Фаррар и др.), другие (*Баркит,
*Весткот, *Лайтфут Дж.) уделяли гл. внимание новозав. *исагогике.
При этом большинство англояз. исследователей НЗ стремилось избегать
крайних гипотез и *гиперкритицизма.
В 20 в. англо-амер. экзегеты обратились к вопросу о семитич. прототипах
и источниках НЗ (*Блек, *Торри и др.); исследования *Чарлза открыли
новую страницу в историографии *апокалиптич. лит-ры и *апокрифов.
Работы *Додда, ред. Новой Английской Библии, выявили палест. истоки
Иоаннова предания, а его книга о Христе «Основатель христианства»
явилась классич. образцом совмещения строгой критики с позитивным
и бережным подходом к теме.
В 1970-80-х гг. экзегеты (*Чайлдз и др.) стали подвергать критике
концепции *«истории форм» и *«истории редакций», разработанные гл.
обр. в нем. библеистике, предлагая рассматривать свящ. книги в целостном
контексте *канона.
Немалый вклад внесли англо-амер. исследователи в сферу *археологии
библейской (*Питри Флиндерс, *Олбрайт, *Кеньон К., *Притчард, *Райт).
Данные раскопок позволили им остаться на позициях умеренного критицизма
и защищать историч. достоверность библ. сказания (*Брайт, *Раули).
2-я пол. 20 в. была отмечена дальнейшим развитием амер. библеистики.
Наряду с протестантами (*Кросс, *Филсон и др.) в ней видное место
заняли и католич. авторы (*Браун, *Ваутер, *Маккензи), к-рые смело
применяли метод *исторической критики, сохраняя при этом веру в
Библию как Слово Божье.
Итоги католич. А.-а. б. подведены в «Иеронимовском комментарии
к Библии» (JBC), «Новом католич. комментарии на Свящ. Писание» (NCCS)
и в популярной работе *Харрингтона «Ключ к Библии», а протестантской
— в переработанных словарях *Гастингса Джеймса и *Пика. Все они
построены на принципах *новой исагогики.
Англичанам и американцам принадлежит первенство в создании *обществ
библейских.
Со времен *Виклифа было сделано более 20 пер. Свящ. Писания на
англ.яз. На этом языке выходит ряд библ. *периодических изданий,
*серий трудов по библеистике и толкований.
l R o b i n s o n A.W., The Contribution of Great Britain to Old
Testament Scholarship, Expository Times, v. 41, Edin., 1929-30.
|