ПАВЕЛ:
послание колоссянам
Комментарий Ефрема Сирина; Баркли,
1952;
Посвященный Колосс. том в серии "Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков". 2005.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
12. ПОСЛАНИЕ
К КОЛОССЯНАМ написано "из уз" от лица ап.Павла и Тимофея (1:1).
Состоит из 4 глав. Содержит ряд мест, общих с Еф. Древнейшая из сохранившихся
рукописей Кол относится к кон. 2 — нач. 3 вв.
а) Колосские христиане. Город Колоссы был расположен во Фригии
(М.Азия) по соседству с Лаодикией и Иераполисом. Ап.Павел никогда
не посещал его лично, но во время пребывания в Ефесе направлял
туда для проповеди своих помощников. Основателем колосской общины
был, по-видимому, Епафрас (1:7). Район Колосс издавна являлся
центром религ. движений. Принявшие христианство колоссяне жили
в окружении сект и школ гностич. типа, к-рые пытались ассимилировать
христ. идеи и внести в Церковь свои собственные доктрины. Эта
опасность встревожила ап.Павла, когда он услышал о положении
дел в Колоссах от Епафраса, и, зная, что верные относятся к
нему с любовью и уважением, написал им послание с просьбой переправить
его также и в Лаодикийскую общину (4:16).
б) Особенности Кол и вопрос об авторстве послания. Как и Еф,
Кол насыщено богатым богосл. содержанием и сосредоточено вокруг
проблем христологии и экклезиологии. Хотя оно носит более личностный
характер, чем Еф, и не является посланием-трактатом, оно во
многом отличается от др.П.а.п. В нем встречается 34 слова, к-рых
нет в др. книгах НЗ, 10 слов можно найти только в Еф; зато мн.
характерные для ап.Павла выражения отсутствуют. Отмеченные выше
(см. раздел 10) параллели между Еф и Кол трактуются по-разному,
но большинство экзегетов считает, что Кол написано раньше и
служило образцом для Еф. Часто эти параллели далеки от тождества
и оттенки мысли меняются. Развернутую аргументацию против принадлежности
Кол ап.Павлу дал Баур (1845), а за ним последовали мн. протестантские
и нек-рые католич. экзегеты. Аргументы защитников подлинности
послания те же, что и в случае с Еф. Еще Ренан (1873) писал:
"Разницу в стиле и во взглядах, какие замечаются в них (Кол
и Еф — А.М.), мы скорее склонны приписать естественному прогрессу
в мировоззрении Павла". Позднее такие радикальные критики как
*Вейсс И., *Буссэ, *Дибелиус, отстаивали принадлежность послания
апостолу. Из рус. авторов наиб. основательные доводы в пользу
подлинности Кол были собраны *Мухиным. По мнению *Швейцера Э.,
в Кол содержатся мысли ап.Павла, изложенные Тимофеем.
в) Композиция и содержание послания. Кол содержит три осн.
темы: 1) учение о Христе как Творце, Искупителе и Главе Церкви
(1:12-23); 2) обличение лжеучителей (1:24-3:4); 3) нравств.
наставления (3:5-4:6). Вступление и заключит. строки касаются
обстоятельств, при к-рых послание было отправлено (1:1-11; 4:7-18).
В частн., апостол сообщает, что послание привезут колоссянам
Тихик и Онисим (см. Флм), и передает привет от своих сподвижников
(Аристарха, Марка, Луки и др.).
Вероучительная часть послания направлена против предшественников
гностицизма, к-рые пытались отождествить Христа с одним из небесных
тварных существ. Возражая им, апостол говорит о Господе как
о "рожденном прежде всякой твари" (1:15). Предвосхищая христологию
Ин, он учит, что "во Христе было сотворено все, ибо Он есть
вечная Божьего Премудрость" (ср.Пс 103:24: "Ты все сотворил
в Премудрости", син. пер. "Все соделал Ты премудро"). В Нем
обитает "всякая полнота" (1:19). Если в оккультных доктринах
"полнота" (греч. pl"rwma) означала высшую природу Божества,
то апостол отождествляет эту природу с Христом. Через Него и
в Нем падший мир примиряется с Богом. "Он есть глава тела Церкви;
Он — начаток, первенец из мертвых" (1:18), соединившийся с тварью
и освятивший ее. Как и в Еф, послание свидетельствует об откровении
тайны — спасения всех народов. Явление Спасителя среди людей
сделало излишними древние уставы, пищевые и проч. запреты, к-рые
соблюдались как в ВЗ, так и в язычестве. При свете Христовом
меркнут все национальные, сословные и культурные перегородки,
разделяющие людей. В Его Церкви "нет ни Эллина, ни Иудея, ни
обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного,
но все и во всем Христос" (3:11). Воскресение есть тайна будущего.
Но и в нынешнем веке оно уже совершается. "Вы воскресли со Христом",
— говорит апостол (3:1). Т.о. в Кол преображение человека во
Христе становится *"осуществленной эсхатологией".
l Еп.М
и х а и л (Лузин), Библейская наука. Колосская церковь и послание
к колоссянам, Тула, 1906, т. V, вып.1; М у х и н Н.Ф., Послание
св.Ап.Павла к Колоссянам. Опыт исагогико-экзегетич. исследования,
К., 1897; Р о з а н о в Н.П., Послание к Колоссянам, ТБ, т.11;
еп.Ф е о ф а н (Говоров), Толкование Послания св.Ап. Павла к Колоссянам
и Филимону, М., 1892; G e t t y M.A., Ephesians, Philippians,
Colossians, Chi., 1981; G n i l k a J., Der Kolosserbrief, Freiburg,
1980; L o h s e E.A., Die Briefe an die Kolosser und an
Philemon, Gott., 1968 (англ. пер.: Colossians and Philemon; a
Commentary on the Epistles..., Phil., 1971); *P o k o r n y P.,
Der Brief des Paulus an die Kolosser, 1986; R o g e r s P.V.,
Colossians, Dublin, 1980; M o u l e H.C.G., Colossian and Philemon
studies, L., 1975; T h o m p s o n G.H., The Letters of Paul to
the Ephesians, to the Colossians and to Philemon, L., 1967; проч.
библиогр. см. в ст.: Исагогика; Комментарии библейские; Новый
Завет; Толковые Библии и в RFIB, t.2; JBC, v.2; NCCS; PCB.
Frank, Nicole.
Der Kolosserbrief im Kontext des paulinischen Erbes: Eine intertextuelle Studie zur Auslegung und Fortschreibung der Paulustradition.
Tubingen, Mohr Siebeck, 2009, X, 423 Seiten.
Schriftenreihe: Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2.Reihe (WUNT II), 271
|