ИМЕНА БОЖИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня См. об
именах в катехизисе Кротова.
ИМЕНА БИБЛЕЙСКИЕ СОБСТВЕННЫЕ — см.Ономастика. Ср. Тетраграмма.
ИМЕНА БИБЛЕЙСКИЕ ТЕОФОРНЫЕ — см.Теофорные
имена библейские.
ИМЕНА БОЖЬИ В БИБЛИИ. В Свящ. Писании Бог — Творец и Промыслитель
— именуется по-разному. Каждое имя Божье имеет своеобразные черты
как в плане его значения, так и в плане его историко-генетических
корней. «Имена Божии, в том числе священная тетраграмма, суть лишь
символические проекции трансцендентного в имманентном, лишь касания
Божества, молниевидно озаряющие тьму, лучи солнца, ослепляющие и
не дозволяющие на себя взирать. Это схематический отпечаток Божественного
в человеческом» (прот.С.*Булгаков).
ЭЛЬ — общесемитское наименование Божества (ср.Илу, Илум, Аллах).
В ВЗ оно употребляется редко (напр., Числ 12:13) и иногда обозначает
языческих богов (напр., Исх 15:2). Этимологически слово Эль происходит
от понятий «сила», «могущество». Оно входит во многие *теофорные
имена (Израиль, Иезекииль, Илия и др.).
ЭЛЬ ШАДДАЙ — столь же редкая форма, обычно переводимая как Бог
Всемогущий (Быт 17:1), в *Септуагинте — «Пантократор». По мнению
*Олбрайта, это имя, возможно, означало «Бог Горы» (в Сирии «Гора
Севера» обозначала местопребывание Божества).
ЭЛЬ ЭЛИОН (в Септуагинте «Бог Всевышний») встречается преимущ.
в поэтич. текстах ВЗ (напр., Пс 7:18). Первое упоминание этого И.Б.
мы находим в Быт 14:18, где сказано, что священником Эля Элиона
был Мелхиседек, ханаанский царь Салима (Иерусалима?). В ханаано-финикийском
языке к богу Ваалу прилагается сходное наименование Алийян, что
значит «сильный».
ЭЛЬ РОЙ — Бог Видящий (Быт 16:13), было, вероятно, также одним
из древних наименований Божества.
ЭЛОХИМ, или ЭЛОГИМ, является мн. ч. от ЭЛОАХ, архаического имени
Божьего, употреблявшегося в свящ. поэзии (в т.ч. в Кн.Иова). Наряду
с именем ЯХВЕ, слово Элохим является наиболее употребительным в
ВЗ, начиная с Кн.Бытия ( в син. пер. «Бог»). Предполагается, что
им предпочитали пользоваться в *Ефреме. Множеств. форма слова Элохим
имеет реликтовый характер и почти повсюду согласуется с ед. числом.
Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм
небесных сил (напр., Пс 8:6; син. пер. «ангелы», см. ст. Монотеизм).
Корень "илэй" в афро-азиатских языках обозначает "находящийся вверху". Слово не шумерское происхождения. "-им" - это форма, указывающая на мн. ч. муж. р. В аккадском нет слова отдельного "эль", но многие аккадские слова начинались с "эль" в значении "высокий", "над", "сверху". Прим. Я.Кротова, 2006.
АДОНАЙ (евр.Господин мой, церк.-слав. — Господь) также является
общесемитским наименованием Божества (в греч. варианте Адонис).
В Септуагинте оно переведено как Кириос, и ради благоговения этим
словом заменялось произношение свящ. имени ЯХВЕ (как в син. и мн.
др. европ. переводах).
ЯХВЕ — условное произношение свящ. имени, с к-рым Бог открылся
Моисею. С 3 в. до н.э. его стали заменять эквивалентами (гл. обр.,
словом Адонай). По-видимому, для напоминания об этом в Кумранских
экземплярах Библии четыре буквы свящ. имени IHWH, или *Т е т р а
г р а м м а, писались старыми буквами *финикийского алфавита или
заменялись словом Адонай. С этой же целью в рукописях Септуагинты
имя Яхве писалось еврейским *квадратным шрифтом, а позднее *масореты
снабжали тетраграмму огласовкой (*накудот), взятой из слова Адонай.
Когда в Средние века христ. библеисты обратились к евр. тексту,
они прочли тетраграмму как ИЕГОВА. Это ошибочное чтение прочно закрепилось
с 16 в. Первым, по грамматич. соображениям, отказался от него *Эвальд
(19 в.). В начале 20 в. архиеп. *Феофан (Быстров), собрав все святоотеч.
свидетельства о древнем произношении тетраграммы (ЯО, ЯУ, ЯВЕ),
пришел к окончат. выводу о неправильности чтения Иегова и предпочтительности
ЯХВЕ (ЯГВЕ, ИАГВЕ). В теофорных именах и *элефантинских папирусах
5 в.до н.э. свящ. имя дается в сокращении как ЙАГУ.
Согласно Быт 4:26, имя ЯХВЕ употреблялось еще древнейшими предками
человечества. На домоисеево происхождение Тетраграммы указывает
теофорное имя матери пророка (Иохавед, Исх 6:20). Это косвенно подтверждается
тем, что в Ханаане существовало почитание ЙЕВО (имя, близкое к свящ.
имени). Однако в Исх 6:3 Бог говорит Моисею: «Являлся Я Аврааму,
Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь"
(ЯХВЕ) не открылся им». Таков син. перевод, к-рый архиеп. Феофан
подверг сомнению. Он отметил, что в оригинале речь идет не о новом
имени, не о тетраграмме, а о новом Откровении, о «свойстве божественном,
тетраграммою обозначаемом». Свойство это связано с самим смыслом
слова ЯХВЕ. Оно происходит от глагола «быть» и поясняется в самой
Библии словами Бога: «Я есмь Сущий», еврейское «эхье ашер эхье»,
что можно перевести как «Я есть Тот, Кто есть» (Исх 3:14). Сущий
это Тот, Кто владеет бытием, Кто Сам является Бытием; вся тварь
только от Него получает существование. В Откр это имя интерпретировано
в связи с властью над временем («Господь, Который есть и был и грядет»,
1:8). Т. о., Моисей получил новое онтологич. и сотериологич. Откровение
о Сущем; само же свящ. имя он мог взять из существовавшей до него
традиции (см. ст. Кенитская гипотеза).
В НЗ господствуют два имени: Бог (QeТj) и Господь (KЪrioj). Сам
же Христос Спаситель почти всегда называет Бога Отцом или Отцом
Небесным. Арамейское слово АББА (Отец) имело характер интимной доверительности
и сыновней любви. Так называли дети своих отцов (см. ст. Иеремиас).
И.Б., особенно свящ. имя ЯХВЕ, окружалось в ВЗ благоговением, ибо имя как таковое
считали выражением сущности Бога и человека. Иногда слово Имя употреблялось как
эквивалент слова Бог. «Библейское отношение к именам Божьим, т.е. глубокое почитание
их и вера в их силу, было издревле усвоено Православной Церковью» (С.В е р х о
в с к и й. Об имени Божьем, ПМ, вып.VI, с.45). Это благоговение перешло на имя
Господа Иисуса и легло в основу «Иисусовой молитвы».
Cм. в Словаре библейского богословия,
1972.
l Иегова, НЭС, т.20; Б р а у н Р.Э., Словосочетание «Ego Eimi»
(«Я есмь») в четвертом Евангелии, «Символ», 1985, № 13; прот.Б у
л г а к о в С.Н., Философия имени, Париж, 1953; В ъ л ч а н о в
С., Божите имена в Стария Завет, «Духовна култура», София, 1984,
№ 8; Г л а г о л е в А., Иегова, ПБЭ, т.6, с.194-205; свящ. Л е
б е д е в А.С., Ветхозав. вероучение во времена патриархов, вып.1.,
СПб., 1896; еп.М и х а и л (Лузин), Библ. наука, кн.1-8, Тула, 1898-1903;
кн.2, Пятокнижие Моисеево, 1899; [О л е с н и ц к и й А.А.], О древнем
имени Божием, Труды КДА, 1887, т.2, № 5; архиеп.Ф е о ф а н (Быстров),
Тетраграмма, или Ветхозаветное имя Иегова, СПб., 1905; еп. Х р и
с а н ф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству,
т.1-3, СПб., 1873-78; *J e r e m i a s J., Abba, Studien zur neutestamentlichen
Theologie und Zeitgeschichte, Gott., 1966; L o c k m e r H., All
the Divine Names in the Bible, 1975; *R a d G., Theologie des Alten
Testaments, Bd.1-2, Munch., 1957-58 (англ. пер.: Old Testament Theology,
v.1-2, N.Y., 1962-65); *R i n g g r e n H., Israelitische Religion,
Stuttg., 1963 (англ. пер.: Israelite Religion, Phil., 1966); *R
o w l e y H., The Faith of Israel, Phil., 1957 (в обоих трудах указана
библиогр. об И.Б.).
|