Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

.

К оглавлению

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Принятый в большинстве религий обычай П. гораздо древнее написания Библии. Он заключается в путешествии верующих к месту, освященному явлением Божества или деятельностью учителя-подвижника, где они могут возносить молитву в особо благоприятных условиях. Обычно посещение святых мест, являющееся целью П., подготовлено обрядами очищения и совершается в собрании, к-рое является выражением общности верных той или иной религии. П. есть т. обр. искание Бога и встреча с Ним в культовой обстановке.

ВЗ

1. Направляясь к древним святилищам. - До установления единства святилища реформой Второзакония времен Иосии в Израиле было много мест П., мест, связанных со свящ. историей, куда народ приходил искать своего Бога.

История праотцев содержит только один рассказ о П. (Быт 35.1-7). Но, говоря о теофаниях в собственном смысле этого слова, к-рых удостоился Авраам (Быт 12.6 слл в Сихеме; 18.1 в Мамре), Исаак (26.24 в Вирсавии), Иаков (18.12; 35.9 в Вефиле; 32.31 в Пенуэле), повествователи стремятся узаконить обычаем предков признание нек-рых хананейских святилищ. Они объясняют, что характеризует эти святилища: жертвенники (Быт 12.7 сл; 13.4; 26.25; 33.20), плиты (28.18), священные деревья (12.6; 18.1; 21.33)... Они обосновывают обряды, совершаемые последующими паломниками: призывание имени Ягве под разными наименованиями (12.8; 13.4; 21.33; 33.20), помазания елеем (28.18; 35.14), очищения (35.2 слл), десятина (14.20; 28.22).

Впоследствии можно констатировать долгое сохранение религиозных собраний и, следовательно, паломничеств в святилища разной значимости: Сихем (Ис Нов 24.25; Суд 9.6; 3 Цар 12.1-9), Вефиль (1 Цар 10.3 с указанием на паломников; 3 Цар 12. 29 слл; Ам 5.5; 7.13), Вирсавия (Ам 5.5). Появляются также святилища в Офре (Суд 6.24) и в Сорее (13.19 сл), где чтится память явлений ангела Ягве, святилище в Силоме, где находится ковчег и где ежегодно имеет место праздник в честь Ягве (21.19). Очевидно Елкана «восходил» на этот праздник со своими женами (1 Цар 1.3). Древние рассказы говорят о других религиозных собраниях в Массифе (7.5 сл), Гилгале (11.15), в Гаваоне (3 Цар 3.4), в Дане (12.29). Однако со времени установления ковчега завета в Иерусалиме (2 Цар 6) и постройки Храма Соломона (3 Цар 5-8) П-ам в Иерусалим принадлежит первенствующая роль (3 Цар 12.27).

Уже давно древние кодексы Союза-Завета (ягвистский: Исх 34.18-23; элогистский: Исх 23.14-17) предписывают всем жителям мужеского пола представать три раза в год перед Господом Ягве. Это предписание должно приводиться во исполнение в разных святилищах страны по случаю праздников.

2. Направляясь к единому святилищу. - Реформа Иосии, начатая Езекией (4 Цар 18.4,22; 2 Пар 29- 31), упраздняет местные святилища и учреждает празднование в Иерусалиме Пасхи (4 Цар 23; 2 Пар 35) и двух других праздников: Седмиц и Кущей (Втор 16.1-17). Ее цель собирать народ пред лицо своего Бога и предохранить его от заражения местными идолопоклонническими культами. Эта реформа ставится очевидно под вопрос после смерти Иосии. Но после возвращения из Плена Иерусалимский Храм становится единственным святилищем. Паломники со всей Палестины, а также из Рассеяния, к-рое в это время начинает увеличиваться, стекаются на большие ежегодные праздники. «Псалмы восхождений» (120-134) выражают молитвы и чувства паломников: их привязанность к дому Божию и ко святому граду, их веру, поклонение, их радость осуществить совместно в литургическом собрании глубокое единение народа Божия.

Этот опыт, часто переживавшийся в Израиле, дает эсхатологической надежде потрясающее выражение: День спасения представляется по примеру совместного П. народа Божия и наконец присоединившихся язычников (Ис 2.2-5; 60; 66.18-21; Мих 7.12; Зах 14.16-19; Тов 13.11).

НЗ

На первый взгляд НЗ не приносит в этом плане ничего нового: Иисус, когда Ему исполняется двенадцать лет, «восходит» в Иерусалим со Своими родителями, чтобы исполнить Закон (Лк 2.41 сл), и в течение всего исполнения Своей миссии Он неоднократно «восходит» туда на разные праздники (Ин 2.13; 5.1; 7.14; 10.22 сл; 12.12); сам Павел, больше чем через двадцать пять лет после распятия Иисуса, считает своим долгом совершить П. на Пятидесятницу (Деян 20.16; 24.11).

Однако Иисус предрек разрушение Храма (Мк 13. 2 п), и отказ Израиля завершил разрыв между Церковью и иудаизмом. Более того, после воскресения Иисуса культ верных сосредоточивается не на каком-либо месте на земле (Ин 2.19-21; 4.21-23), а на Воскресшем, вошедшем в славу; Он и есть новый храм. С этих пор настоящим эсхатологическим П. является сама жизнь народа Божия (2 Кор 5.6 слл; Евр 13.14). Это П. есть также некий Исход под водительством Господа Иисуса (Деян 3.15; 5.31; Евр 2.10). Его целью являются реальности духовные: гора Сион, небесный Иерусалим, собрание первородных, имена к-рых записаны на небесах (Евр 12.22 слл), и храм, к-рый есть Господь, Бог Вседержитель... также как и Агнец (Откр 21.22-26).

Церковь так связана с историей, что не может отказать в значении П. на места земной жизни Христа и Его проявления в жизни святых: она считает эти собрания на местах деятельности Христа поводом к общению верных в вере и молитве; в таких случаях она им напоминает, что они находятся на пути к своему Господу и под Его водительством.

AG

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова