Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

ТРАПЕЗА

См. катехизис.

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Несколько раз в день ч-к садится за стол для принятия пищи в семейном кругу или на пиру; за столом питаются скудным хлебом или предаются излишествам. Этот общий стол создает между сотрапезниками некую общность жизни. Т. может иметь свящ. характер и в языческих религиях и в Библии: можно сесть за стол в капище и быть в общении с бесами или же быть участником Т. Господней - причащаться Тела и Крови Христовых. В этом символическом действии ч-к показывает, к какой общности он стремится - к общности с Богом или же с силами тьмы.

I. ТРАПЕЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

В Библии даже самая обыкновенная Т. имеет большое значение, являясь выражением чувств ч-ка: знаком учтивости в гостеприимстве (Быт 18. 1-5; Л к 24.29), проявлением благодарности (Мф 9. 11), знаком радости по случаю посещения родственника (Тов 7.9), возвращения блудного сына (Лк 15. 22-32), благодарением Богу Спасителю (Деян 16. 34). Радость Т. должна быть полной и преизобильной (Ин 2.1-10; см Екк 9.7 сл), но роскошество не одобряется (см Иф1.16), даже при дворе Соломона (3 Цар 10.5); оно может быть причиной безумного ослепления (Мф 14.6-11; Лк 16.19), к-рое в свою очередь может навлечь наказание (Иф 13.2). Счастлив сохраняющий достаточно ясности ума, чтобы внять предупреждениям Божиим по этому поводу (Дан 5.1-20; Лк 12.19 сл)!

Мудрые, наученные опытом, выработали правила поведения во время Т.: это простые советы воздержания (Притч 23.20 сл; Сир 31.12-22) или умеренности (Притч 23.1 слл; Сир 13.7), забота о нравственном достоинстве в ч-ских отношениях (Сир 6.10; 40.29). Они предсказывали несчастье главным обр. тому, кто не соблюдает законов гостеприимства и осуждали того, кто нарушает узы, созданные общностью Т. (Пс 40.10): Сатана вошел в сердце Иуды, после того как он принял кусок хлеба от Того, Кого решил предать (Ин 13.18,26 сл).

II. ТРАПЕЗЫ СВЯЩЕННЫЕ

Культы библ. Востока включали свящ. пиры мистериального характера: причастность к жертве как бы гарантировала присвоение божественных сил. Израиль постоянно подвергался искушению принять участие в этих формах культа - Моавитской (Числ 25.2) или Хананейской (Иез 18.6,11,15; 22.9). В ягвизме, в его ортодоксальной форме (Лев 3), также были свящ. Т., как и в его идолопоклоннической подделке - в культе золотого тельца (Исх 32.6). Вообще всякая Т., а в особенности Т., за к-рой вкушали мясо, носила свящ. характер (1 Цар 14.31-35); жертвенная Т. сопутствовала и всякому торжественному религиозному акту (1 Цар 9.12,13; ср 1.4-18). Точное значение этого свящ. принятия пищи неясно, и оно по-видимому отчасти ускользало и от самих Израильтян (ср сомнение, выраженное в Лев 10.17 сл); у пророков этот вопрос не затрагивается. Анимистическое представление о присвоении таким путем свящ. сил нигде не упоминается, хотя встречается наивная противоположная идея о приношении Богу жертвенных яств, служащих Ему «хлебом» (Числ 28.2). В псалме (49.12) это представление уже преодолено.

Различные предания сходятся однако в одном: свящ. Т. представляется как обряд, служащий не для заключения, а для утверждения союза, будь то союз между племенами (Быт 31.53 сл; ср 26.26-31), между Богом и Его Помазанником (1 Цар 9.22), Его священниками (Лев 24.6-9), Его народом (Исх 24.11; Втор 27.7). Пасхальная Т. есть воспоминание о «чудных делах» Божиих, совершенных в начале Союза-Завета (Исх 12-13), а вкушение первых плодов служит напоминанием о Провидении Божием, непрестанно заботящемся о своих (Втор 26). Второзаконие систематизирует эту мысль, подчиняя понятие Т. понятию радостного праздника в присутствии Ягве (12.4-7,11 сл,18; 14.22 сл; 15.20; 16. 10-17): единственная свящ. Т. это та, к-рая объединяет весь народ в месте, избранном Ягве, чтобы являть Свое присутствие, и посредством к-рой народ вспоминает с благодарностью благословения Божий и Его же дарами прославляет Его. Празднование, выражающееся в словах, пении и танцах приобретает больше значения, чем сама еда. Этой эволюции, к-рую можно проследить и в христианских литургиях, способствовала полемика пророков против слишком материального понимания жертвоприношения и параллельного восхваления ими жертвы хвалы, плода уст: «...Торжествуй, Израиль! Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя, возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф 3.14-17; ср Ис 30.29; Неем 12.27-43). Эта тема будет существенна для понимания жертвы нового закона (Евр 13.9-16).

III. ТРАПЕЗЫ ХРИСТОВЫ

Праздничные Т. людей приобретают весь свой смысл, когда на них присутствует Богочеловек. Он Друг, К-рого приглашают к семейному столу Лазаря (Лк 10.38-42) и на брачный пир в Кану (Ин 2. 1-11). Он принимает приглашение фарисея Симона и за Т. у него прощает грехи кающейся грешнице (Лк 7.36-50). Он без стеснения разделяет Т. мытарей Матфея (Мф 9.10) и Закхея (Лк 19.2-10).

Своим присутствием Иисус сообщает Т. их подлинное значение. Он собирает Своих за общим столом и Сам произносит благословение (Мф 14.19; 15.36). Он одобряет законы гостеприимства (Лк 7. 44 слл); Он увещает смиренно выбирать последнее место (14.7-11) и заботиться о людях подобных бедному Лазарю (16.21). Такие Т. уже являются осуществлением мессианских предсказаний ВЗ, ибо приносят дары Божий: радость (МФ9.15), прощение (Лк 7.47), спасение (Лк 19.9), наконец преизобилие, когда Сам Иисус уготовляет Т. в пустыне для множества голодных (Мф 14.15-21). Будучи возвратом к блаженству рая и возобновлением чудес Исхода (Ин 6.31 слл; ср Исх 16.18), эти дела Христовы возвещают и иной пир - Евхаристию и через нее эсхатологическое пиршество.

На время ожидания Его возвращения в конце времен Иисус полагает начало Т. нового 3авета, запечатленного в Его крови. Вместо манны Он дает в пищу плоть Свою, истинный хлеб живой, отданный Им за жизнь мира (Ин 6.31 слл,48-51). Эта Т. есть продолжение Т., к-рые Он разделял обычно со Своими учениками, в к-рые, наверное, входили хлеб и вино, и к-рые братски собирали Его учеников вокруг Него. Но перед этой последней Т. Он совершает омовение ног, символически выражающее жертвенный смысл установления Евхаристии, и напоминает, что нужны смирение и любовь, чтобы достойно участвовать в Тайной Вечери (Ин 13.2-20).

В день Пасхи Воскресший является Своим во время Т. (Лк 24.30; Ин 21.13); первая община Иерусалима как бы продолжает Т. с Воскресшим (Деян 1.4), возобновляя «преломление хлеба» в радости и братском общении (Деян 2.42,46).

Согласно Павлу, первым условием для участия в Евхаристии именно и является любовь (1 Кор 11. 17-33). Он указывает на двойной план свящ. Т.: сама по себе эта Т. есть таинство, ибо вкушающий этого хлеба един с Господом и через Него - со всеми (1 Кор 10.17; но это еще не последняя Т.: она возвещает, что Господь снова вернется - на эсхатологический пир.

IV. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПИР

В ВЗ Мудрые выражали в образе пира радость на Т. Премудрости (Притч 9.1 сл). В конце времен «сделает Ягве Саваоф на горе сей для всех народов трапезу» необычайную (Ис 25.6; см 65.13), в к-рой будут участвовать все алчущие, «даже те, у которых нет серебра» (55.1 сл). Иисус обещает своим ученикам это блаженство (Мф 5.3,6). Оно наступит во время Его второго пришествия: все, кто с верой откликнулся на приглашение Царя, займут место за Т. (Лк 22.30), чтобы пить новое вино (Мф 26.29) вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном (Мф 8.11), если только они одеты в брачную одежду (22.11-14); «Блаженны рабы те, которых Господин, придя, найдет бодрствующими... он препояшется, и посадит их, и подходя, станет служить им» (Лк 12.37). На этой Т. все будут вместе, и в то же время каждый как бы наедине с Господом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр 3.20).

PMG

см.: вино - голод и жажда ВЗ 1 в - Евхаристия - жертва ВЗ II 1, НЗ II 1 - Пасха - пища - приобщение - прощание НЗ 1 - хлеб - царство НЗ II 2 - чаша 1

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова