ПРООБРАЗЫ БИБЛЕЙСКИЕ
Cм. словарь библейского
богословия.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПРООБРАЗЫ БИБЛЕЙСКИЕ, события, ситуации и речения, запечатленные в одних книгах
Библии и толкуемые как символы, предуказывающие события, отраженные в других книгах
Библии. Словом "прообраз" передается ряд греч. терминов, напр., tЪpoj (образец),
ўnt…tupoj (негативное отражение образа), skiЈ (тень), protТtupoj (предызображение)
и др. Прообразовательно толкование Библии принято также называть т и п о л о г
и ч е с к и м толкованием. Библ. типология уходит корнями в глубокую древность
и имеет длительную историю. Важнейшими библ. П. в ВЗ являются те, к-рые осмыслены
в новозав. традиции как символич. предуказание на Христа и Его Царство. Как подчеркивает
*Карташев, правосл. Церковь догматически исповедует прообразовательный смысл ВЗ
"во всей святоотеческой литературе, во всем богослужении, во всем молитвенном
благочестии".
Типология во внебиблейском мире. Согласно воззрениям всех языч. народов, существует
некая высшая сфера, в к-рой, подобно явлениям природы, извечно повторяются события
жизни божеств. существ. Земные события, а также религиозные ритуалы являются отображениями
этой сферы. Жизнь богов проецируется на жизнь природы и людей. Филос. осмысление
этой концепции мы находим в идеализме Платона (427-347 до н.э.), к-рый рассматривал
видимый мир как "тень" вечного царства "эйдосов", первопринципов. В новейшее время
древняя типология нашла истолкование у Юнга К.Г., к-рый предположил наличие первообразов
(архетипов) в коллективном бессознательном народов (см. ст. Психоаналитическая
интерпретация Библии).
Характер библ. типологии. В отличие от языческой, библ. типология исходит не
из вечных П. земного бытия, а из *Откровения о цели мироздания и истории. Место
"вертикальной модели" (высший мир и низший мир) в Библии занимает "горизонтальная"
(начало космо-историч. процесса и его завершение). Тварный мир представляется
в Библии как нечто динамическое, целенаправленное, находящееся в становлении.
Символическая типология Библии обусловлена единством Божеств. замысла о мире.
Перекличка событий и ситуаций знаменует непрерывность и взаимосвязь различных
звеньев единой цепи. В типологии углубляются, переосмысляются и находят символич.
толкование изначально данные библейск. реалии (пустыня, плен на чужбине, исход
и т.д.).
Типология в пределах ВЗ. Сами ветхозав. свящ. писатели сознательно пользовались
прообразовательной символикой для раскрытия новых фаз Откровения и истории спасения.
Так, для прор.Исайи история человечества, начавшаяся в Эдеме, завершится возвращенным
Эдемом (11:6 сл.); прор.Амос интерпретирует старое понятие Дня Господня (торжество
Израиля) в апокалиптич. аспекте (Суд Божий над Израилем и др. народами, 5:18 сл.);
призыв вернуться в землю обетованную в Ис 40-66 звучит как призыв к новому Исходу.
Подобные П. служили подтверждением непрекращающегося Домостроительства Божьего
и непреложности обетования. "Исторические благодеяния Божьи Израиль вспоминает
лишь для того, чтобы с большей верой ожидать эсхатологического благодеяния, прикровенно
возвещаемого этими предзнаменованиями, вписанными в ход истории" (*Грело).
Ветхозав. типология в НЗ. Христос Спаситель в Своей проповеди часто обращается
к П. Он делает землю обетованную символом грядущего Царства Божьего (Мф 5:5),
Моисеева змея — знамением Своего креста (Числ 21:4 сл.; Ин 3:14), события из Кн.Ионы
— символом Своего служения и смерти (Мф 12:38 сл.; Мк 8:12; Лк 11:29 сл.), небесный
хлеб, манну — предызображением небесного Хлеба, к-рый Он дарует людям (Ин 6:32).
Тайная Вечеря Господня пронизана ветхозав. пасхальными П. Точно так же и евангелисты
усматривают в типологии ВЗ прообразы НЗ (ср.Ис 40:3; Мф 3:3).
У ап.Павла символич. созвучие двух Заветов приобретает характер определ. богосл.
концепции. По-видимому, приемы типологич. толкования он заимствовал у *книжников
*междузаветного периода. Об этом говорит, напр., используемая им игра слов Агарь
и ха-гар (гора), что символизирует Синай, т.е. данный на Синае *Закон (Гал
4:24-25). Странствования Израиля в пустыне прообразуют земное странствование Церкви
(1 Кор 10:1 сл.).
В Евр ветхозав. богослужение и обряды *праздника Очищения представлены как
П. первосвященнич. служения Христа. В 1 Петр события Исхода являются П. для историч.
бытия Церкви. Весь Апокалипсис насыщен ветхозав. типологией (особенно тесно он
связан с Ис, Иез, Дан).
Святоотеч. период и новейшее время. На протяжении мн. веков христ. экзегеза
широко применяла типологическое толкование ВЗ. Принцип его был сформулирован блж.*Августином
в его известном изречении: "Ветхий Завет скрывается в Новом, Новый раскрывается
в Ветхом" (Бес 71, на 1 Кор 6).
Толкования св.отцов исключительно богаты типологич. темами. Мы находим их как
в комментариях, так и в гомилиях и богослужебных текстах. Мн. образы ВЗ интерпретируются
в церк. Предании как П. Богоматери (напр., неопалимая купина, Исх 3:2 сл., знаменовавшая
Божественный огонь, не попаляющий человека, в конечном счете становится символом
Воплощения и Девы, родившей миру Спасителя).
С возникновением различных форм библейской критики в 16-17 вв. законность типологич.
толкования была поставлена под сомнение. Рационалистич. экзегеза (см. ст. Рационализм
в библеистике), особенно в контексте либеральной теологии, отвергла рассмотрение
П. во имя чисто историч. толкования. Однако в 19 в. *Делич Франц, а в 20 в. *Рад
показали, что сам символич. характер Библии естественно подразумевает наличие
в ней П. Они показали ошибочность толкования текста, к-рое игнорирует целостное
видение истории у свящ. авторов. Правосл. и католич. экзегеты никогда серьезно
не помышляли об отказе от типологии, хотя и углубляли ее понимание в свете новейших
достижений библ. науки.
l Г р е л о П., П., СББ; [архим.Е в г е н и й (Сахаров-Платонов)], О прообразовательном
смысле Свящ.Писания, ПрТСО, 1846, ? 4; К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика,
Париж, 1947; *К о р с у н с к и й И., Новозав. толкование ВЗ, М., 1905; *М ы ш
ц и н В., Сущность ветхозав. П. и значение его для ветхозав. верующих, ВиР, 1894,
? 10; прот.П о л и к а р п о в Д., Предызображение Иисуса Христа в ветхозав. пророчествах
и прообразах по святоотеч. пониманию их, СПб., 1903; прот.*П о л о т е б н о в
А., Мессианское значение типологич. псалмов, по Генгстенбергу, М., 1872; П о п
о в Н., Осмысление ветхозав. П., ЖМП, 1949, ? 3; *С м и р н о в С.К., Предизображение
Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в ВЗ, М., 1852; прот.*С о л о в ь е
в И., Пророчественно-прообразовательный смысл и значение кн. прор.Ионы, ЧОЛДП,
1883, ч.1; е г о ж е, Обетования и пророчества об Иисусе Христе и Его св.Церкви
в книгах ВЗ, М., 1913; *C o p p e n s J., Les harmonies des deux Testaments, Tournais-P.,
1949; *D o d d C.H., According to the Scriptures, L., 1952; D a n i № l o u J.,
Sacramentum futuri; №tude sur les origines de la typologie biblique, P., 1959
(англ. пер.: From Shadow to Reality: Studies in the Biblical Typology of the Fathers,
L., 1960; G r e l o P., Sens chr№tien de l’Ancien Testament, Tournais, 1962; L
a m p e G.W., W o o l l c o m b e K.J., Essays on Typology, L., 1957; R a d G.
v o n, Typological Interpretation of the Old Testament, "Interpretation", 1961,
? 15; *R o w l e y H.H., The Unity of the Bible, Phil., 1953; проч. библиогр.
см. в ст.: Богословие библейское; Единство Библии; Исагогика; История библейская;
Святоотеч. экзегеза.
|