Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО / СВИДЕТЕЛЬ

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

СВИДЕТЕЛЬСТВО / СВИДЕТЕЛЬ

ВЗ

I. СВИДЕТЕЛЬСТВО ЛЮДЕЙ

Свидетельствовать - значит утверждать реальность какого-либо факта, придавая утверждению всю требуемую обстоятельствами торжественность. Естественной обстановкой для С. является Судебный процесс или тяжба. С. могут служить даже нек-рые условно взятые предметы: напр., холм Галаада свидетельствовал о соглашении между Иаковом и Лаваном (Быт 31.45-52), а залог, полученный Фамарью, послужил С. в ее пользу, когда ее обвинили в блуде (Быт 38.18,25). Но особо важное значение придается в Библии С. ч-скому. Нормы С. определяет Закон: без показаний свидетелей не может быть вынесен приговор (Числ 5.13); во избежание ошибки или недоброжелательности требуется по крайней мере два свидетеля (Числ 35.30; Втор 17.6; 19.15; ср Мф 18.16); в случае смертного приговора свидетели, несущие ответственность за него, должны приводить его в исполнение первыми (Втор 17.7; ср Деян 7.58). Однако в это действие, основанное на слове ч-ка, может вкрасться ложь: псалмопевец жалуется на преследующих его лжесвидетелей (Пс 26.12; 34.11), и нам известны трагические процессы, где они играли главную роль (3 Цар 21.10-13; Дан 13.34-41). Уже в десяти Заповедях лжесвидетельство строго запрещается (Втор 5.20); Второзаконие наказывает его по закону возмездия (Втор 19.18 сл); учение Мудр, его клеймит (Притч 14.5,25; 19.5,9; 21.28; 24.28; 25.18), ибо оно ненавистно Богу (6.19).

II. СВИДЕТЕЛЬСТВО БОЖИЕ

1. Бог - свидетель. - Выше С. людей - С. Божие, против к-рого не может возразить никто. При совершении брака Он С. между мужем и женой юности его (Мал 2.14). Точно так же, Он поручитель ч-ских обязательств, взятых на себя перед лицом Его (Быт 31.53 сл; Иер 42.5). Его можно призывать в С. в торжественном утверждении (1 Цар 12.5; 20.12). Он - наивысший С., к К-рому можно обратиться, чтобы опровергнуть лжесвидетельства людей (Иов 16.7сл,19).

2. Свидетельство Божие в Законе и Пророках. - Однако С. Божие подразумевается прежде всего в другом смысле, тесно связанном с учением Слова Божия. В первую очередь, Бог свидетельствует о Самом Себе, когда Он открывает Моисею значение Своего Имени (Исх 3.14) или когда говорит, что Он Бог Единый (20.2,3). В основе монотеизма Израиля лежит клятвенное С. Божие (Ис 45.21-24). Но Бог свидетельствует также о заповедях, содержащихся в 3аконе (4 Цар 17.13; Пс 18.8; 77.5,56; 118, много раз). Поэтому скрижали Завета называются Свидетельством (букв. Исх 25.16; 31.18); находясь в ковчеге Завета, они превращают его в Ковчег Свидетельства (букв. Исх 25.22; 40.3,5,21 сл), а скиния становится Пребыванием Свидетельства (букв. 38.21; Числ 1.50-53). Наконец, носителями С. Божия являются пророки. Это относится к торжественному С. (ср Ис 43.10) при Суде Божием над Его неверным народом (ср Пс 49.7). Будучи С-м, от зрения К-рого ничего не ускользает. Бог обличает все грехи Израиля (Иер 29.23), обличает (Мих 1.2; Ам 3.13; Мал 3.5), чтобы добиться обращения грешников.

III. СВИДЕТЕЛИ БОЖИИ

Как и в ч-ских договорах, обещания Израиля Богу засвидетельствованы предметами-символами, свидетельствующими против народа в случае его неверности: такова книга Закона (Втор 31.26) и песнь Моисея (31.19 и слл). Свидетельствовать могут даже небо и земля (4.26; 31.28). Однако есть особый вид С., к-рый могут давать только люди, но лишь в том случае, когда Бог их к этому призывает. Таковы пророки. Таков также Давид, к-рого Бог поставил верным С. (Пс 88.37 сл; ср 1 Цар 12.5), С. для народов (Ис 55.4). Таков весь Израильский народ: он призван свидетельствовать о Боге перед другими народами, утверждать, что Он - Единый Бог, и кроме Него нет Бога (Ис 43.10 слл; 44.8), в противоположность идолам, к-рые не могут поставить С. в свою пользу (43.9). Измены Израиля своему призванию народа-свидетеля не устраняют этого особого призвания: оно должно всегда оставаться для него источником упования (44.8).

НЗ

I. ОТ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЛЮДЕЙ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ БОЖИЮ

НЗ, как и ВЗ, осуждает лжесвидетельство, примеры к-рого мы встречаем в суде над Иисусом (Мф 26.59-65 п) и Стефаном (Деян 6.11 слл). Для внутренней дисциплины хр-ская община перенимает практику двух или трех С., предписанную Втор. (Мф 18.16; 2 Кор 13.1; 1 Тим 5.19). Но понятие С. расширяется особенно в менее юридической области: ч-ку добродетельному знающие его воздают доброе С. Так поступили Иудеи по отношению к Иисусу (Лк 4.22), к Корнилию (Деян 10.22), к Анании (22.12); хр-ская община - по отношению к первым диаконам (6,3), к Тимофею (16.2), к Димитрию (3 Ин 12; ср 3.6), даже по отношению к самому Павлу (1 Фес 2.10); а Павел, в свою очередь, по отношению к Коринфской (2 Кор 8.3) и Галатской церквам (Гал 4.15). В этих случаях С. приобретает определенно религиозную ценность. Хр-ство не обособляет нас. Наша хр-ская жизнь протекает на глазах у многочисленных свидетелей, поддерживающих наше горение, - не только живых (1 Тим 6.12), но и тех, кто нам предшествовал в вере (Евр 12.1 слл). Сам Бог - первый из этих свидетелей: Он воздает доброе С. ВЗ-ным святым (Деян 13.22; Евр 11.2,4 сл,39), а также новообращенным из язычества (Деян 15.8).

II. СВИДЕТЕЛЬСТВО ИИСУСА

Отныне проблема С. в том же смысле, какой она имела в Законе и проповеди пророков, сосредоточивается на личности Иисуса. Иисус - Свидетель верный в абсолютном смысле (Откр 1.5; 3.14); Он пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин 18.37). Он свидетельствует о том, что Он видел и слышал у Отца (3.11,32 сл): свидетельствует против лукавого мира сего (7.7) и свидетельствует о Самом Себе (8.13 сл). Его исповедание перед Пилатом - наивысшее С. (1 Тим 6.13), выявляющее Божественный замысел спасения (2.6). Но это С., не принятое неверующим миром (Ин 3.11; 8.13), имеет неоспоримое юридическое значение, ибо подтверждается другими С.: С. Иоанна Крестителя, определяющим сущность миссии Иисуса (1.6 слл,15,19; 3.26 слл; 5.33-36); C-м дел, совершенных Иисусом по велению Отца (5.36; 10.25); C-м Самого Отца (5.31 сл; 5.37 сл; 8.16 слл), ясно выраженным в Св. Писании (5.39; ср Евр 7.8,17; Деян 10.43; 1 Петр 1.11), к-рое мы должны принять, чтобы «не представлять Его лживым» (1 Ин 5.9 слл) В хр-ском опыте к этому прибавляется С. воды и евхаристической Крови, свидетельствующих на своем языке символов о том самом, о чем в нас свидетельствует Дух Св. (1 Ин 5.6 слл). Ибо Дух, К-рый нам дан, свидетельствует об Иисусе Христе (Ин 15.26), а также о том, что мы - сыны Божий (Рим 8.16). Такова совокупность С., подтверждающих С. Иисуса. Принимая их, мы подчиняемся С. Иисусову и вступаем в жизнь по вере.

III. СВИДЕТЕЛИ ИИСУСА

1. Свидетельство Апостолов. - Чтобы достичь людей, С. принимает конкретную форму: проповедь Евангелия (Мф 24.14). Дабы нести его всему миру, апостолы поставлены во свидетели Иисуса (Деян 1.8): они должны будут торжественно свидетельствовать перед людьми о всем происшедшем от крещения Иоаннова до Вознесения Иисуса и особенно о Воскресении, явившем Его как Господа (1.22; 2.32; и т.д.) Миссия Павла определяется таким же обр.: на пути в Дамаск он был поставлен как свидетель Христа перед всеми людьми (22.15; 26.16); повсюду в языч. странах он свидетельствует о Воскресении Иисуса (1 Кор 15.15), и по принятии этого С. в общинах рождается вера (2 Фес 1.10; 1 Кор 1.6). В писаниях ап. Иоанна мы встречаем то же отожествление Евангелия и С. Евангельское повествование - С. очевидца (Ин 19.35; 21.24); но будучи богодухновенным (Ин 16.13), С. говорит также о тайне, содержащейся в событиях: о тайне Слова жизни, пришедшего во плоти (1 Ин 1.2; 4.14). Верующие, принявшие апостольское С., имеют С. Самого Иисуса, к-рое есть пророчество новых времен (Откр 12.17; 19.10). Поэтому свидетели, к-рым поручено его передавать, напоминают древних пророков (11.3-7).

2. От свидетельства к мученичеству. - Задача свидетелей Иисуса еще более выявляется, когда они должны свидетельствовать перед властями и на суде, согласно той перспективе, к-рую Иисус уже открыл Двенадцати (Мк 13.9; Мф 10.18; Л к 21. 13 сл). Тогда С. принимает торжественный характер, но часто предшествует страданиям. Верующих преследуют «за свидетельство Иисуса Христа» (Откр 1.9). Первый Стефан запечатлел своей кровью свое С. (Деян 22.20). Та же судьба ожидает здесь на земле свидетелей Евангелия (Откр 11.7): сколько из них будет убито «за свидетельство Иисуса Христа и слово Божие» (6.9; 17.6)! Вавилон, враждебная сила, преследующая Небесный Град, упьется кровью этих свидетелей, этих мучеников (17.6). Но эта победа будет мнимой. В действительности же они вместе с Иисусом победят Диавола «кровию Агнца и словом свидетельства своего» (12.11). Мученичество - это С. веры, освященное C-м крови.

МР & PG

Ср.: аминь - Апостолы - гонение - Дух Божий ВЗ II - жертвенник 1 - Иоанн Креститель - исповедовать 0, ВЗ 1, НЗ 1 - клятва - книга II - ковчег Завета II -ложь 1 -мир (космос) H3 III 2 - мученик - Параклет 2 - пример - проповедовать II 2 а - судебный процесс - раскол ВЗ 2, НЗ 2 - явления Христа 7

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова