Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Cм. текстология Нового Завета.

ИИСУС И ЕВАНГЕЛИЯ

Термин «возрождение» соответствует двум греческим терминам, присутствующим в Евангелиях: palingenesia (Мф 19:28; переводится как «обновление всего» (NIV); «будущая жизнь» (NEB); «новая жизнь» (RSV) и genethenai anothen (Ин 3:3, 7; «быть рожденным снова» или «быть рожденным свыше»). Оба этих выражения указывают на спасительную деятельность Бога*, дарующего своему народу духовную жизнь и воскрешающего все творение. Эта деятельность обладает как настоящим, так и эсхатологическим* измерением, что отражается в учении Иисуса о настоящем и грядущем пришествии Царства Божьего (см. Царство Божье/ Царство Небесное).

1.Возрождение космоса.

2.Возрождение личности.

3.Возрождение и Царство Божье.

1. Возрождение космоса

В Мф 19:28 Иисус обещает своим ученикам, оставившим все, чтобы следовать за Ним, что в palingenesia, когда Сын Человеческий (см. Сын Человеческий) воссядет на трон славы*, они тоже займут почетные места. Это высказывание в целом составляет параллель Лк 22:30, где Иисус относит исполнение этого обещания к «Моему Царству». История редакции этого высказывания вызывает споры, однако редкость и трудность для понимания использованного Матфеем термина указывают, что это слово уже было в первоисточнике.

Термин palingenesia, кроме этого стиха, используется еще лишь один раз и совсем в другом контексте НЗ (Тит 3:5), причем этот контекст значительно отличается от предыдущего и связан с давней традицией эллинизма*, в особенности с учением стоиков, в котором данным термином обозначалось В. вселенной, в том числе и человеческих душ, после мирового пожара (ср. Хрисипп Stoic. 2.191; Боэций Stoic. 3.265). У Филона этим словом обозначается как возвращение к жизни отдельных людей (напр., Cher. 114; Poster. С. 124), так и возобновление жизни после Потопа (Vit. Mos. 2.65), в то время как Иосиф Флавий* называет palingenesia восстановление Израиля* после Пленения (Древности 11.66).

Хотя сам этот термин, несомненно, греческого происхождения, концепция космического В. вполне уместна и в иудейском мировоззрении. В обещаниях ВЗ о восстановлении и обновлении мира, особенно в Ис 65:17 и 66:22, где выражена надежда увидеть новое небо и новую землю, мы обнаруживаем представление, широко распространенное в иудаистской апокалиптике* (ср. 1 Ен 45:4-5; 72:1; 91:16; 2 Апок. Вар. 32:6; 44:12; 57:2; Юб 1:29; 3 Ездр 7:31), в Кумранских документах (ср. 1QH 13:11-12; 1QS 4:25) и в таргумах (ср. Т. Онк. Втор 32:12; В. Санх. 92b, 97b; а также в молитве Кадиш). Рождение нового века часто связывается с излиянием Духа Божьего (напр., Ис 32:15; Иоил 2:28-29; Юб 1:23; 1QS 4:19-21; см. Святой Дух). НЗ также наполнен ожиданием эсхатологического В. - в ответ на вопрос учеников о конце света Иисус предупреждает их о войнах, голоде и землетрясениях как о «начале родовых мук» (Мф 24:8), которыми будет отмечено пришествие Сына Человеческого. С этого начнется «век грядущий» (ср. Мф 12:32), который в других контекстах НЗ также изображается как новое небо и новая земля (ср. 2 Петр 3:13; Откр 21:1, 5).

Космическое В. подразумевает также всеобщее обновление мирового порядка, совершаемое властью Бога. В конце нынешнего века «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие... Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13:41, 43). Служившие Иисусу в смирении будут вознесены и сядут одесную Его во славе (Мф 19:28).

2. Возрождение личности

Представление о личном или индивидуальном новом рождении в учении Иисуса мы находим только в четвертом Евангелии. Беседуя с Никодимом, Иисус говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3:3). Греческое слово anothen можно перевести либо как «заново», либо как «свыше» (ср. Ин 3:31; 19:11, 23). В таком случае, хотя оба значения имеют смысл, первое больше соответствует контексту. Ответ Никодима -«Как же можно заново войти в утробу матери и заново родиться?!» (3:4) - показывает, что он понимает здесь anothen как «снова», иначе это резкое возражение едва ли было бы уместным. С другой стороны, «свыше» могло бы выделить Божественный источник этого рождения (ср. 1:13) и полное тайны действие Духа (3:5-6, 8). Родиться от Бога под действием Духа - неестественно для женщин и мужчин, для этого должно произойти второе рождение (ср. Ин 3:6).

2.1. Рождение от воды и Духа. В ответ на недоумение Никодима Иисус повторяет первоначальное утверждение, на этот раз описывая В. как рождение «от воды и Духа» (Ин 3:5). Эта фраза вызывала серьезные споры и дискуссии. Можно выделить несколько основных подходов к ее интерпретации.

Во-первых, некоторые исследователи полагают, что «вода»* в этом контексте подразумевает крещение. Предполагается, что в контексте евангельского повествования речь идет о крещении* у Иоанна Крестителя (см. Иоанн Креститель): Никодиму требуется покаяние, необходимое условие, чтобы Дух мог проявить себя в его жизни. Однако в контексте ранней Церкви вода уже означала христианское крещение, которое было не только предпосылкой для деятельности Духа, но и непосредственным сообщением Духа. Суть здесь не во внешнем обряде, а в таинственном проявлении божественных сил. С этой точки зрения становятся понятны роль Никодима и его ответ.

Вторая концепция предлагает физиологическое истолкование воды в связи с рождением ребенка - либо как отхождение околоплодных вод, либо с учетом раввинистического использования слова «вода» (или tipah, «капля», ср. Пирке Авот 3.1.) для обозначения мужского семени. Предлагалось и буквальное, и метафорическое понимание этой связанной с рождением ребенка образности, т. е. вся фраза в целом могла обозначать и физическое, и духовное рождение одновременно или же, если мы имеем дело с фигурой гендиадис, только духовное рождение. Малочисленность контекстов, в которых термин «вода» используется в подобном значении, и отличие содержания этих контекстов от евангельского подрывают убедительность этих аргументов.

Третья традиция, восходящая по меньшей мере ко временам Оригена, понимает выражение «вода и Дух» как образ, означающий очищающее действие Духа Божьего. В ВЗ и вода, и дух выступают как символы исходящего от Бога обновления, Его деятельности, сообщающей людям жизнь* (ср. Ис 55:1-3; Иер 2:13; 17:13; Иез 37:1-14; 47:9; Зах 14:8; ср. также Юб 1:23-25). Оба эти слова часто выступают в одном и том же контексте: «И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших... И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иез 36:25-26; ср. Ис 32:15-17; 44:3-5; также 1QS 4:19-21; Ин 7:37-39).

Эти образы должны быть знакомы Никодиму, «учителю Израилеву» (Ин 3:10). Поскольку оба существительных управляются одним и тем же предлогом (ek) и оба не имеют артикля, их следует воспринимать вместе как единую концепцию В., а не как инструменты или проводники этого рождения. «Рождение от воды и духа» противопоставляется рождению «от плоти» (Ин 3:6). При таком рождении человек становится причастен природе Бога как Духа (ср. Ин 4:23) благодаря Его жизнеобновляющей деятельности (ср. Ин 5:21; 6:63). Как естественная жизнь возникла из дыхания, которое Бог вдохнул в первого человека (ср. Быт 2:7; 6:3; Иов 34:14-15; Еккл 12:7), так и вечная жизнь возникает в В. благодаря тому, что Бог сообщает человеку Святого Духа. Более того, именно таково рождение грядущего века, века Духа.

2.2. Новое рождение и разрыв с прошлым. С учением о В. тесно связано представление о недостаточности естественного роста и развития. Требуется полный разрыв с прошлым и кардинальное изменение внутренней жизни, чтобы войти в Царство Божье. В учении Иисуса разговор о подобном обновлении занимает чрезвычайно важное место. Хотя Иисус требовал исполнения Закона* и пророков (Мф 5:17) и в этом смысле выступал продолжателем ВЗ, Он в то же время учреждал «Новый завет» (Лк 22:20; см. Тайная вечеря). Меньший в новой иерархии оказывается больше того, кто в прежней был величайшим (Мф 11:11); новое вино* потребует новых мехов (Мк 2:21-22).

Иисус также учил, что необходимо радикально изменить свою жизнь. Если человек не изменится и не уподобится ребенку*, он не сможет войти в Царство Небесное* (Мф 18:3). В Ин такое изменение описано с наибольшей силой: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит; он перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24). Но эта важнейшая перемена, описанная также и Лукой, происходит с кающимся (см. Покаяние) блудным сыном, который «был мертв и воскрес» (Лк 15:24).

2.3. Возрождение и жизнь Божья. В. означает не только полную внутреннюю перемену, но и обретение нового источника жизни. Хотя Израиль именуется «первородным сыном» Господа (Исх 4:22; Втор 32:6; Иер 31:9; Ос 11:1), это родство обусловлено скорее Божьим избранием, чем действительным рождением от Бога (даже Пс 2:7, говоря о рождении царя, имеет в виду лишь завет Бога с Израилем). Однако постоянно повторяющийся титул Иисуса - «Сын Божий» (см. Сын Божий) и, возможно, интерес к участию Духа в Его рождении (Мф 1:18-25; Лк 1:26-38; ср. Ин 8:41-42) расширяет в НЗ тему Богосыновства, особенно у Иоанна.

Иоанн открывает пролог своего Евангелия утверждением, что все, верующие в имя Иисуса, рождены от Бога (1:13). Это рождение от Бога упоминается пять раз в беседе с Никодимом (Ин 3). Кроме того, 1 Ин восемь раз упоминает рождение от Бога [2:29; 3:9 (дважды); 4:7; 5:1, 4, 18 (дважды)]. Быть чадом Божьим предполагает нечто большее, чем отношения, установленные заветом, - это означает перемену в сердце, поскольку верующий приобщается к Духу, который дарует новую жизнь (Ин 5:21; 6:63). В этом смысле учение Иоанна существенно расширяет раввинистическое представление о «прозелите как о новорожденном» (В. Т. Йевамот 22а).

Этическое преображение представляет собой неотъемлемую часть В. и приносит праведность (см. Праведность, справедливость) и любовь* (1 Ин 3:9; 4:7; 5:18). Иисус, Сын Человеческий (см. Сын Человеческий), сошедший с небес* (ср. Ин 3:13), позволяет верующему приобщиться к источнику Его жизни. Дух, посланный Иисусом, дарует В., и только благодаря Его таинственному действию можно познать Царство Божье (ср. Ин 3:5-8).

3. Возрождение и Царство Божье

Пророки ВЗ говорили о грядущем дне восстановления и прославления Израиля, когда Господь изольет Дух на свой народ и явит праведность Израиля среди народов (напр., Иоил 2:28-3:2; Ис 2:14; 65:17-25; Иез 37:15-28). Слова Иисуса о palingenesia, т. е. «всеобщем возрождении», продолжают эту мысль (Мф 19:28). Благодаря космическому В. Царство Божье однажды наступит на земле (см. Мир), когда Сын Человеческий воссядет на престоле славы.

Однако Иисус также говорил о Царстве Божьем как о нынешней реальности, в которую можно войти сейчас (Мф 12:28). В служении Иисуса эта будущая жизнь начинает осуществляться, и Его учение о возможности человека «родиться заново» подтверждает вторжение будущего в настоящее.

Будущий век возрожденной жизни есть проявление работы Духа, преображающего сердца народа Божьего (Иер 31:33; Иез 36:26). Именно это преображение Иисус обещает и на нем настаивает в высказываниях, относящихся к В. Грядущее Царство открывается уже сейчас благодаря деятельности жизнедающего Духа, проявляющегося в служении Иисуса. Более того, обещая вечную жизнь уверовавшим в Него (Ин 3:15), Иисус соединяет концепцию Царства Божьего с концепцией вечной жизни, которая также входит в учение об эсхатологическом веке, и они становятся доступными для Его слушателей. С Иисуса начинается наступление грядущего Царства, однако войти в него можно лишь благодаря В. от Духа.

См. также Вода; Жизнь; Святой Дух.

Библиография. С. К. Barrett, The Gospel according to St. John (2d. ed.; New York: Macmillan, 1978); G. R. Beasley-Murray, John (WBC 36; Waco, TX: Word, 1987); L. L. Belleville, «'Born of Water and Spirit': John 3:5», Trinity Journal n.s. 1 (1980) 125-41; R. E. Brown, The Gospel according to John (I-XII) (AB 29; Garden City, NJ: Doubleday, 1966); F. Buchsel, «γεννάω κτλ» TDNT 1.665-75; С. Н. Dodd, The Interpretation of the Fourth Gospel (Cambridge: University Press, 1953); G. E. Ladd, A Theology of the New Testment (Grand Rapids; Eerdmans, 1974); R. Schnackenburg, The Gospeh according to St. John (3 vols.; New York: Crossroad, 1980, 1982); P. Toon, Born Again: A Biblical and Theological Study of Regeneration (Grand Rapids: Barker, 1987).

W. L. Kynes

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова