ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ (от греч. a„t…a, причина) В БИБЛИИ. Э.с.
являются одной из разновидностей *фольклора и содержат традиционные
народные объяснения обрядов, обычаев, необыкновенных природных феноменов,
объясняют происхождение древних памятников и имен (см. ст. Этимология).
Э.с. издавна существуют у всех народов. Есть они и в ВЗ (напр.,
Втор 3:11, где, очевидно, речь идет о мегалитич. памятнике; Ис Нав
10:27; 1 Цар 5:5 и др.). Фольклористы 19 в. считали, что любое
Э.с. есть вымысел, *миф, наивная попытка объяснить нечто непонятное
или забытое. В соответствии с этим сторонники *историч. эволюционизма
огульно отрицали достоверность Э.с. Библии. Так, *Велльгаузен писал:
«Целый ряд рассказов о патриархах — это мифы, объясняющие
культы: патриархи открывают вследствие теофании, что определенный
клочок земли есть священная почва, воздвигают там жертвенник и называют
его по имени места. Патриархи живут исключительно в тех местах,
к-рые впоследствии слыли святилищами, и освящают служение в них».
В 20 в. подобный историч. скептицизм был постепенно преодолен как
в общей фольклористике, так и в библ. науке. В результате археологич.
находок и исследований выяснилось, что многие Э.с., казалось бы,
чисто фольклорного характера содержат достоверное историч. ядро.
Это говорит против вышеприведенного аргумента Велльгаузена. Ряд
важных культовых центров Ханаана был разрушен и покинут после заселения
страны израильтянами. Если отрицать достоверность сказаний о *патриархах,
остается непонятным, почему лишь нек-рые из этих центров стали израильскими
местами *богослужения. Непонятно также, почему в сказаниях о патриархах
повествуется о сооруженных ими жертвенниках в тех местах (Дан, Вефиль
и т.д.), к-рые в эпоху формирования *Пятикнижия считались нечестивыми
и были разрушены (см. 4 Цар 23). Проще всего эти сказания объяснить
тем, что в народной традиции стойко держались историч. воспоминания
о прошлом.
l В е л л ь г а у з е н Ю., Введение в историю Израиля, СПб.,
1909; *Ф р э з е р Дж., Фольклор в Ветхом Завете, М., 1986;
*W r i g h t G.E., Biblical Archaeology, Phil., 1962.
|