Яков Кротов. Путешественник по времени.
Вспомогательные материалы: Библия.
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ.
Dawson, John David. Christian figural reading and the fashioning of identity. Berley: University of California Press, 2001. 304 pp. О конфликте христианских аллегорических интерпретаций ВЗ с иудейскими (Ориген, современные исследователи).
Был разработан
*александрийской школой экзегезы. Сторонники А.м. исходили из мысли,
что в Свящ. Писании гл. учение преподается прикровенно, с помощью
*аллегорий и *символов. А. м. был впервые применен к ВЗ *Филоном
Александрийским и широко использован *Оригеном. Последний писал:
«Как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание,
данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа» («О
началах», IV, 11). Телом Ориген называл буквальный, историч. смысл,
душой — то, что раскрывается в более проникновенном понимании смысла,
а духом — глубинные тайны Писания, к-рые приоткрывает аллегорич.
толкование.
А.м. опирался не только на антич. традицию, воспринятую у иудейской
александрийской школы, но и на сам многоплановый, многозначный смысл
Слова Божьего, к-рый обнаруживается по мере постижения свящ. текста.
Отцы и учители Церкви, к-рые придерживались А.м., справедливо утверждали,
что не все в Библии «лежит на поверхности», а, напротив, многое
скрыто от первого непосредств. восприятия. А.м. был формой изложения
библейских истин на языке умозрительного богословия. Так, свт. *Григорий
Назианзин рассматривает библейский Едем как аллегорию высшего Богообщения
(«Песнопения таинственные», 7), свт. *Амвросий Медиоланский трактовал
Адама как аллегорию разума, а Еву — как аллегорию чувства («О Рае»,
2). При помощи А.м. объяснялись многие *антропоморфизмы в Библии
и обнаруживался богосл. смысл, скрытый за сказаниями и образами
ВЗ. Однако, не владея в достаточной мере ключом к символике Древнего
Востока (к-рую часто использовали свящ. авторы), раннехрист. комментаторы-аллегористы
нередко вынуждены были делать произвольные догадки. В новое время
задачу, аналогичную А.м., пыталась решить школа *демифологизации.
См. ст.: Александрийская школа экзегезы; Святоотеч. экзегеза; Схоластич.
ср.-век. экзегеза.