АНАХРОНИЗМЫ БИБЛЕЙСКИЕ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АНАХРОНИЗМЫ БИБЛЕЙСКИЕ (от греч. м ’an‘a — назад и мcr‘onoV — время)
— хронологич. неточности или приписывание эпохе черт, ей не свойственных.
А. обычны в историч. и др. лит-ре. Напр., принято писать о древней
«Месопотамии», «Палестине», *«Древнем Востоке», говоря о временам,
когда этих названий не существовало. В Библии мы встречаемся с рядом
А. как в хронологии, так и в описании древнего быта. Однако ни один
из них не умаляет д у х о в н о г о содержания текста. Причины А.
двоякие: 1) Когда свящ. автор писал о событиях прошлого, он часто
пользовался источниками, сохраненными в преданиях, а предания нередко
стилизовали минувшее, придавая ему черты других эпох. 2) Древние
календари и хронологич. сведения были разрознены и неполны. Все
это относится не к сфере *Откровения, а к области историч. знания
(см. Наука и Библия) и поэтому не касается *боговдохновенности свящ.
книг.
Примеры А. По мнению *Олбрайта, А. является упоминание верблюдов
в сказаниях о патриархах, т. к. верблюды были одомашнены позднее.
В Кн. Даниила сказано, что после убийства Валтасара власть перешла
к Дарию (5:30-31), между тем по самой Библии (см. 1 Кн. Ездры) Дарию
предшествовал Кир (559-530), Дарий же воцарился в 522, после смерти
сына Кира Камбиса (530-523). Ев. Матфей, предлагая родословие Христа,
опускает ряд имен, чтобы в соответствии с жанром «тольдот» свести
его к свящ. числам (14 родов: 7 + 7). «Прием этот несколько искусственен,
но вполне согласен с обычаями и мышлением иудеев» (прот. Фивейский
М., см. ТБ, т.8, с. 35). Следует отметить, что мн. библейские А.
— к а ж у щ и е с я и впоследствии были сняты новыми археологич.
открытиями. Так, прежде считалось, что упоминание о горе Божьей
в Исх 15:17 отражает более поздний период, когда уже был построен
Храм. Однако изучение древневост. письменности показало, что «горой»
на Ближнем Востоке именовалось местопребывание Божества как таковое
(независимо от геогр. локализации святилища).
l *Е л е о н с к и й Ф.Г., Разбор мнений совр. отрицат. критики
о времени написания Пятикнижия, вып.1.: Разбор т. н. анахронизмов
в Пятикнижии, СПб., 1875; Может ли быть отнесено к числу анахронизмов
употребление имени «Хеврон» в Кн. Бытия, ЧОЛДП, 1878, № 4.
|