АНТИНОМИИ В БИБЛИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АНТИНОМИИ В БИБЛИИ. Словом А. (от греч. м‘anti — против, и мn‘omoV
— закон) обозначается внутренняя противоречивость в концепции, к-рая
не снимается чисто логическим путем. Происхождение А. связано с
тем, что реальность не может быть сведена к рамкам, к-рые допускает
формальная логика. Религиозный опыт, мистика и Откровение при попытке
выразить их на рассудочном языке неизбежно принимают антиномич.
форму. Это характерно и для Свящ.Писания. С одной стороны, оно говорит
о Боге в земных терминах, использует *антропоморфизмы, учит о всеприсутствии
Божьем (Быт 1:4; 11:5; Пс 138), а с другой — учит о несоизмеримости
Творца и твари, о полной иноприродности Божества (см. Апофатич.
богословие в Библии). Так же Христос говорит о Своем единстве с
Отцом (Мф 11:25-30; Ин 17:21 и др.), и в то же время обращается
к Отцу с молитвой (Мф 26:39 сл; Мк 14:36; Лк 22:41-44). Немало А.
содержится и у ап. Павла (они сведены в таблицу *Фарраром). Антиномич.
характер носят основные христ. догматы (Божественное Триединство
и Богочеловечность Христа).
l Ф л о р е н с к и й П.А., Столп и утверждение Истины, М., 1914,
репр.: М., 1990.
|