АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ возникла в Сирии в кон. 3 в. Основателем
ее считается сщмч. *Лукиан, хотя он имел предшественников, о к-рых
почти не сохранилось сведений. Область, где возникла школа, географически
примыкала к местам свящ. событий, поэтому комментаторы А. ш. были
близко знакомы с палестинскими обычаями и средой, сохранившими отголоски
глубокой древности. Богословы А. ш. стремились избегать произвольных
толкований *аллегорич. метода и на первое место ставили отыскание
прямого смысла Библии. Делался акцент на конкретной обстановке,
в к-рой протекала свящ. история, что сближает экзегезу А. ш. с совр.
методом выяснения *«жизненного контекста». Антиохийцы первыми пытались
в процессе толкования прибегать к *исторической критике, причем
нек-рые из них высказывали весьма свободные суждения. Другой характерной
особенностью А. ш. было сосредоточение на нравств. проблемах. Существует
мнение, что в отличие от *александрийской школы, ориентированной
на Платона, А. ш. предпочитала методы Аристотеля, что порождало
своеобразный «рационализм» в толковании (не смешивать с последовательным
*рационализмом в библеистике). Учениками сщмч. Лукиана были Евсевий
Никомедийский, Леонтий Антиохийский и др. Расцвета А. ш. достигла
в 4 в. Представителями ее были *Диодор Тарсийский, свт. *Иоанн Златоуст,
*Феодор Мопсуеcтский, блж. *Феодорит Киррский. Из А. ш. вышли основатели
ересей Арий и Несторий. В тесной связи с А. ш. находилась и *эдесская
школа экзегетов.
l *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Св. ап. Павел и павлизм антиохийской
богосл. школы (в ее экзегетич. и догматич. деятельности за период
I-IV Вселенских Соборов), в кн.: Труды 5-го съезда рус. академич.
организаций за границей, ч.1, София, 1932; И в а н ц о в - П л а
т о н о в А.М., Религ. движение на христианском Востоке в 4 и 5
вв., М., 1881; *К а р т а ш е в А.В., Вселенские Соборы, Париж,
1963, переизд.: М., 1994; *Л е б е д е в А.П., История Вселенских
Соборов. ч.1-2., СПб., 19043; П и г у л е в с к а я Н.В., Культура
сирийцев в средние века, М.,
1979; С о к о л о в П.С., Толкование ветхозав. писаний в антиохийской
школе, М., 1888; *Ф и л а р е т (Г у м и л е в с к и й), Историч.
учение об отцах Церкви, т.1-3, СПб., 18822. Иностр. библиогр. см.:
Еnc.Кat., t. 1, s. 647.
|