АНТРОПОМОРФИЗМЫ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
Климент Александрийский об
А. Ср. социоморфизм. - К
указателю по Новому Завету в целом. - Библия.
АНТРОПОМОРФИЗМЫ (от греч.м ’anJrwpoV — человек и м morj‘h — форма)
В БИБЛИИ, описания свойств и деяний Божества, к-рые наделяют Его
человеческими чертами. А. очень часто встречаются в ВЗ (Бог «сходит
посмотреть» — Быт 11:5; «раскаивается» — Быт 6:6. Ему приписываются
руки — Исх 14:31; уши — Пс 33:16; уста — 3 Цар 8:24 и т.д.). Присущи
А. и НЗ, особенно в притчах. В то же время Свящ. Писание совершенно
определенно говорит о непереходимой грани между запредельной, сокровенной
природой Сущего и человеком. Бог есть Дух (Ин 4:24). Он незрим (Исх
33:23), несоизмерим с тварью (Ис 40:25). Его разум превышает разум
человеческий, как небо — землю (Ис 55:8-9). Кто видел Его, не может
остаться в живых (Ис 6:5). Все это суммируется в понятии кадош,
святости Сущего, понятии, к-рое означает абсолютную иноприродность
Его по отношению к миру. В ветхозав. культе идея святости Божьей
выразилась в запрете создавать любое изображение Яхве (Исх 20:4).
Такое *противоречие имеет следующие причины: 1) говоря о Запредельном,
свящ. писатель прибегает к *метафорам, чтобы его поняли люди, к-рые
не могли бы принять его слово иначе (свт. *Иоанн Златоуст, «Беседы
на Бытие», XIII, 2); 2) А. призваны показать, что Бог *Откровения
не безликий, холодный Абсолют, а «Бог Живой», активно входящий в
бытие человека; и, наконец, 3) тот факт, что человек создан по образу
Божьему, дает право библ. авторам говорить о Предвечном в условных
терминах А.
l Еп. *Х р и с а н ф (Р е т и в ц е в), Религии древнего мира в
их отношении к христианству, СПб., 1878, т.3; архиеп. А н д р е
й (У х т о м с к и й), Как понимать человекообразные представления
Свящ. Писания о Боге, Каз., 1904; *D a n i № l o u J. Dieu et nous,
P., 1963; *D e n t a n R.C., The Knowledge of God in Ancient Israel,
N.Y., 1968.
|