БОГОСЛУЖЕНИЕ И БИБЛИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
См. Словарь Дюфура.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
И БИБЛИЯ. Начиная с ветхозав.
времен, Свящ. Писание было тесно связано с богослужебной и молитвенной
жизнью Церкви (см. cт. Молитва и Библия). Связь эта имеет неск.
аспектов.
1. Сами библ. тексты часто возникали как тексты богослужебные.
Это прежде всего псалмы, к-рые пелись в Храме, а впоследствии вошли
в чинопоследование христ. Церкви. Пророки обычно проповедовали в
святилищах во время совершения обществ. культа (см. ст. Пророческие
книги). Как полагают совр. экзегеты, нек-рые гимны НЗ, прежде чем
были записаны, существовали как славословия Церкви (напр., Молитва
Господня, а также Лк 1:46-55, 68-79; 2:14, 29-32; Флп 2:6-11; Еф
5:14 и др.). По-видимому, и сами Евангелия возникали как книги богослужебные,
читаемые на молитвенных собраниях и при катехизации новообращенных
(см. ст. Евангелия).
2. Обычай читать Свящ. Писание во время Б. закрепился со *Второго
Храма периода, а может быть, еще раньше, в Вавилонском изгнании.
Слово Божье стало неотъемлемой частью синагогального, а затем и
христ. Б. (*паремии, *Апостол, *Евангелие). Кроме того, значит.
часть богослужебных текстов состоит из псалмов. Это литургич., богослужебное
восприятие Писания имеет исключительно важное значение для Церкви.
«В отрыве от Слова Таинству грозит быть воспринятым как магия, без
Таинства Слову грозит быть сведенным к доктрине» (прот. А.Шмеман).
3. Евхаристия и др. таинства пронизаны духом Свящ. Писания. Таинство
Плоти и Крови Христовой есть продолжающаяся Вечеря Господня, к-рая,
в свою очередь, связана с символикой ветхозав. Пасхи, бывшей прообразом
Пасхи новозаветной. «Христиане апостольского времени в своем богослужении
основывались на благочестивых традициях иудейства» (*Успенский),
а эти традиции определялись Словом Божьим.
4. Литургические тексты, к-рые начали слагаться в эпоху отцов
Церкви, заключают в себе размышления над Словом Божьим и толкование
его. Не только ирмосы канонов или Великий канон свт.*Андрея Критского
(специально посвященный библ. темам), но и многочисл. тропари, кондаки,
стихиры содержат догматич. и нравств. раскрытие истин Писания. Особенно
это относится к Б. праздников, связанных со свящ. историей спасения
(Рождества, Крещения, Пасхи и др.). В эпоху, когда чтение Библии
было доступно далеко не всем, тексты богослужения подобно иконе
служили своего рода проповедью и наставлением для народа.
5. Обряды Б. часто имеют библ. происхождение, а иногда церковное
действо в целом толкуется как символич. изображение свящ. событий
— см. труд архиеп. Вениамина (Румовского-Краснопевкова) «Новая скрижаль»,
к-рый вышел впервые в 1803 и затем много раз переиздавался.
По словам *Сове, «православные библеисты с полным правом
обращают внимание на церковное богослужебное (литургическое, иконографическое)
истолкование Ветхого Завета, выясняя общецерковное экзегетическое
предание». Это в еще большей степени относится к НЗ. Все Б. является
своего рода назидательным и экзегетич. комментарием к Евангелию
и Апостолу.
l Прот.*А ф а н а с ь е в Н.Н., Трапеза Господня, Париж,
1952; еп. В е н и а м и н (М и л о в), Чтения по литургич.
богословию, Брюссель, 1977; Г е о р г и е в с к и й
А.И., Чинопоследование Божественной Литургии, М., 1951; прот.
Д е б о л ь с к и й Г.С., Установления ветхозав. Церкви и
христианские, для которых первые служили образами, СПб., 18932;
З а н д е р В., Христос — новая Пасха, Брюссель, 1964; *И
л ь и н В.Н., Запечатанный гроб. Пасха нетленная. Объяснение
служб Страстной недели и Пасхи, Париж, 1926; е г о ж е, Всенощное
бдение, Париж, 1927; архиеп.К а в а с и л а Н., Изъяснение
Божественной Литургии, ЖМП, 1971, № 1, 3, 5; архим.К и п р и а н
(К е р н), Евхаристия, Париж, 1947; прот. М е н ь А., Таинство,
слово и образ, Брюссель, 1980; Настольная книга священнослужителя,
М., 1977, 1984, т. 1, 4; *С к а б а л л а н о в и ч
М., Толковый Типикон, вып.1-3, К., 1910-15; У с п е н с к и й
Н.Д., Анафора: Опыт историко-литургич. анализа, БТ, сб. 13,
1975 (там же указаны и др. труды автора по литургике); прот.Ш
м е м а н А., Введение в литургич. богословие, Париж, 1961;
е г о ж е, Евхаристия. Таинство Царства, Париж, 1984;
B u r g a r d C., La Bible dans la liturgie, P., 1958;
D a n i ‚ l o u J., Bible et liturgie, P., 1951. См. ст. Таинства
церковные и Библия.
|