ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ БИБЛИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ БИБЛИИ, демографич., хронологич. и
др. данные Свящ. Писания (напр., данные о размерах сооружений, строений
и др.).
Две категории Ч.д. Экзегеты выделяют в Писании две категории Ч.д.:
а) исторические, б) символические. Первая категория отражает
гл. обр. конкретные факты прошлого, вторая — несет метаисторич.
смысловую, богословскую нагрузку. Поскольку Библия заключает в себе
в первую очередь *керигму, Слово Божье, Ч.д. второй категории в
ней преобладают. Хотя для историч. науки Ч.д. в описании событий
важны как объективная информация, цель свящ. писателей выходит далеко
за эти пределы. Библия передает религиозное учение, а не просто
констатирует те или иные факты. Именно это учение носит богооткров.
характер, фактическая же сторона дела относится к сфере, доступной
научному знанию. В прошлом смешение двух категорий нередко приводило
к трудностям и неразрешимым проблемам в экзегетике. В наст. время
благодаря дифференциров. подходу к Ч.д. Библии эти трудности постепенно
преодолеваются.
Исторические данные не являются неотъемлемой частью богооткровенной
керигмы. Источниками для них служили древние предания, летописи
и документы. Таковы, напр., указания на сроки царствования ветхозав.
монархов или указания на тот или иной год их правления. Когда автор
4 Цар (25:27) говорит об освобождении царя Иехонии через 37 лет
после его плена или когда ев. Лука говорит, что Христос Спаситель
вышел на проповедь в 15-й год правления Тиберия (3:1), то это примеры
чисто историч. датировки, за к-рыми не стоят какие-либо богосл.
идеи. Экзегету остается лишь найти более или менее точный эквивалент
библ. датам в совр. летоисчислении, чему служит *историческая критика
библейская. В первом случае, на основе изучения вавилонских памятников,
следует установить, в каком году был пленен Иехония, а во втором
— уточнить, какой год правления Тиберия считался 15-м (в частн.,
отсчитывать ли годы с начала его царствования или с того времени,
когда Тиберий стал соправителем Августа).
Особую категорию историч. Ч.д. представляют собой "цитации",
т.е. сведения, к-рые свящ. авторы брали из внебибл. источников.
Так, *Гункель рассматривал 10 допотопных праотцев как своего рода
цитацию из древневавилонских сказаний о допотопных царях. Эти сказания
были сохранены вавилонским жрецом Беросом (ок.330-ок.250 до н.э.).
Гункель даже пытался найти смысловые эквиваленты в именах обоих
списков (библ. и вавилонском); однако впоследствии выяснилось, что
древнейший список появился в Шумере и содержал 6 царей (в соответствии
с шестиричным типом шумерского счисления). Тем не менее даже такой
осторожный католич. экзегет как *Хайниш все же признает, что Библия
в данном случае опирается на месопотамскую традицию. Она лишь придает
ей более правдоподобный характер (клинописный перечень царей охватывает
период в 456 тыс.лет, тогда как библейский перечень, по *масоретскому
тексту, сокращен до 1656 лет). Данная "цитация" по своему характеру
не сводится к описательно-историч. целям. Библейская генеалогия
призвана показать единство человечества и непрерывную преемственность
обетования (Ной — наследник человеческих прав, дарованных Адаму,
а Авраам — наследник благословений, данных сыну Ноя, Симу).
Богословский смысл Ч.д. является в Писании главным и поэтому
в Библии столь часты *символические числа 3, 7, 10, 12, 40 и производные
от них. В нек-рых случаях эти числа совпадают с реальными фактами.
Напр., время пребывания Сынов Израилевых в Египте (400 лет,
Быт 15:13) является одновременно и символическим (40 х 10), и историческим.
В других же случаях мы имеем дело с округлением Ч.д. с целью
свести их к символическим. Примером этого служит неполный список
царей в *родословии Иисуса Христа (Мф 1:7 сл.). Kaк отмечает *Гролленберг,
Ч.д. "не всегда указывают на точно установленное количество предметов,
а часто определяют присущие им качества или их духовное значение".
Нек-рые из Ч.д. Библии относятся к области поэтич. *гипербол. Так,
Аврааму сказано, что у него будет столько потомков, сколько звезд
на небе (Быт 15:5). В соответствии с этой гиперболой число израильтян,
вышедших из Египта, определяется в 603 550 человек, не считая левитов,
женщин и детей. Учитывая многодетность, принятую в древности, общее
число беглецов должно было быть oк. 2 млн. Но как отметил еще в
18 в. *Реймарус, такой караван не смог бы перейти границу Египта
за неск. дней и растянулся бы на мн. километры (особенно если вспомнить,
что с караваном шел и скот). Т.о. налицо несомненная гипербола.
Ведь даже в более позднее время, когда население увеличилось, во
в с е м Египте было не более 7 млн. жителей. Блж.*Феодорит
(Boпp. на Числ 1) подчеркивает, что Ч.д. в Числ должны были указать
на исполнение пророчества Аврааму. Впрочем, *Питри Флиндерс, а за
ним *Райт предложили др. толкование. Они указали, что евр. слово
элеф (тысяча)
означает также семью или племя (1 Цар 10:19). В таком случае
можно предположить, что из Египта вышло ок. 5-6 тыс.чел.
l В е n n e t W.H., Number, in: HDB; а также ст.*Кенига
"Число" в 1-м изд. этого словаря (1909, т.3) и ст.: Священные числа;
Символические числа; Хронология библейская.
|