ДАТИРОВКА БИБЛЕЙСКИХ КНИГ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ДАТИРОВКА БИБЛЕЙСКИХ КНИГ, определение времени, когда была написана та или
иная книга Свящ. Писания. Являясь второстепенной для непосредственного духовного
восприятия Библии, Д.б.к. играет немаловажную роль в *экзегезе, т.к. указывает,
в какой историко-культурной обстановке были созданы свящ. книги. Существует неск.
критериев и методов Д.б.к.
1. Прямое свидетельство самих библейских авторов встречается сравнительно редко.
Так, прор. Аггей датирует свое пророчество 1-м числом 6-го месяца правления Дария,
т.е. 520 до н.э. Началом того же правления датируется и 1-я часть кн. прор. Захарии.
У Исайи есть неск. дат, позволяющих определить время написания отдельных частей
книги (напр., 6:1). Подобные же хронологич. указания есть у прор. Иеремии. Прор.
Иезекииль датирует свое первое видение 30-м годом, но не указывает, от какого
события он ведет исчисление. 40-я глава книги датируется 14-м годом по разрушении
Храма. В большинстве пророч. книг перечисляются цари, современники того или иного
пророка, что позволяет определить время его деятельности, но не точную дату составления
книги.
2. Косвенные хронологические указания. Поскольку *Пятикнижие, Кн. Иисуса Навина
и Книги Самуила (1-2 Цар) повеструют о кончине Моисея, Иисуса и Самуила, в своей
окончат. форме они не могли появиться раньше смерти этих лиц. Но такая датировка
лишь относительна и не исключает необходимости установления абсолютной датировки
(т. е. переведенной на общепринятую хронологич. систему). Напр., последняя дата,
упомянутая в 4 Цар (25:27) — «тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского»,
т.е. 562 до н.э., и, следовательно, весь корпус *Исторических книг 1-го цикла
не мог быть завершен ранее этого времени.
3. Д.б.к. путем сопоставления содержания различных книг. Примером такого
рода Д. является установление хронологии посланий ап. Павла с помощью сопоставления
их с Деяниями.
4. Филологический метод предполагает изучение особенностей языка свящ. книг.
В частн., обилие арамеизмов может указывать на *Второго Храма период, поскольку
со времен Плена *арамейский язык широко распространился среди иудеев (особенно
много арамеизмов в Еккл).
5. Содержание священных книг, указывающее на время их написания. Напр., обычаи,
описанные в Кн.Бытия, существовали лишь во 2 тыс. до н.э., а затем исчезли (см.
ст.: Нузийские тексты; Хаммурапи), что подтверждает древность сказаний о *патриархах.
Напротив, историч. анахронизмы, свойственные Кн.Даниила, позволяют датировать
книги значительно более поздним временем, чем описанные в них события. *«Жизненный
контекст» Евангелий, тесно связанный с культурой Палестины, указывает на древность
предания, хотя оно было записано в среде *языко-христ. общин.
6. Использование исторических намеков свящ. книг для датировки — наиболее спорный,
хотя и широко применяемый метод. Так, в Откровении Иоанна находили зашифрованные
указания на события времени правления Нерона (60-е гг.) и Домициана (90-е гг.).
Но такого рода указания недостаточно определенны и оставляют простор для различных
догадок.
7. Свидетельства древних преданий содержатся у *Иосифа Флавия и в раввинистич.
письменности (для ВЗ) и у раннехрист. писателей — *Папия, свт. *Иринея Лионского
и др. (для НЗ). На эти свидетельства при датировке обычно опирались отцы Церкви.
8. Цитация. Для установления датировки новозав. писаний немалую роль играет
цитирование их *мужами апостольскими, в *гностических писаниях и др. памятниках
лит-ры раннехристианского периода. Наличие таких цитат в текстах 2 в. опровергает
мнение тех авторов, к-рые датировали книги НЗ серединой 2 в. (*Виппер, *Тюбингенская
школа).
9. Использование древних рукописей. Напр., попытка *Ренана датировать
Еккл эпохой Ирода Великого была опровергнута находкой среди *кумранских текстов
рукописи этой книги, относящейся к нач. 2 в. до н.э. Папирус *Райленда (нач. 2
в. н.э.), содержащий фрагмент Ев. от Иоанна, показывает, что к тому времени 4-е
Евангелие уже существовало и список его успел попасть в Египет (где и был найден
папирус).
10. Датировка тех *источников, из которых составлялись нек-рые кн. Библии,
является особой дисциплиной в контексте библейской *исагогики.
Определенную помощь в установлении Д.б.к. оказывают древние памятники внебибл.
круга.
l Б р ю с Ф., Документы НЗ: достоверны ли они, пер. с англ., Чикаго,
1988; *К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библейская критика, Париж, 1947;
К о з а р ж е в с к и й А.Ч., Источниковедческие проблемы раннехрист. лит-ры,
М., 1985; Источниковедение истории Др. Востока, под ред. В.И.Кузищина, М., 1984;
прот.М е н ь А., Как читать Библию, Брюссель, 1981; Ш и ф м а н И.Ш.,
ВЗ и его мир, М., 1987. Библиогр. на иностр. яз. см.: JBC; NCCS; RFIB. См. также
ст.: Исагогика; Историко-литературная критика, статьи об отд. свящ. книгах.
|