ДОПЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ДОПЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ, условное обозначение для периода,
к-рый охватывает время от Авраама, т.е. от начала ветхозав. Церкви, до разрушения
Иерусалима Навуходоносором. Нек-рые библеисты считают началом периода эпоху
Иисуса Навина, относя все предшествовавшие события к предыстории Израиля.
Д.п. распадается на пять эпох, к-рые отражают пять стадий религиозно-обществ.
становления ветхозав. Церкви: 1) 19-13 вв. до н.э., э п о х а *п а т р
и а р х о в — от Авраама до Моисея; 2) 13 в., э п о х а М о и с е я; 3)
13-11 вв., п е р и о д з а с е л е н и я Х а н а а н а и
э п о х а с у д е й; 4) 11-10 вв., э п о х а р а н н е й м
о н а р х и и и е д и н о й и м п е р и и при Давиде
и Соломоне (до разделения империи на два царства в 931); 5) 10-6 вв., э п о
х а *р а з д е л е н н ы х ц а р с т в (до гибели Храма в 587/586).
Последняя эпоха делится на два неравных по времени периода, гранью к-рым служит
падение Самарии (722/721).
1. Исторические события Д. п. В патриархальную эпоху ветхозав. Церковь представляла
собой группу полукочевых кланов, обитавших в Сирии и Ханаане, к-рые временами
поселялись на окраинах Египта. Последнее такое переселение привело к «рабству»,
когда фараоны стали использовать иноплеменников на строительных работах. В кон.
13 в. израильтяне обретают свободу и под руководством Моисея уходят в глубь
Синайского полуострова. Там, у свящ. горы, они получают Закон и нек-рое время
странствуют в окрестностях оазиса Кадеш (Кадес). На рубеже 13 и 12 вв. они уже
образуют союз колен, народ, объединенный общей верой, и проникают (с боями и
мирно) на территорию Ханаана. В 12-11 вв. Израиль представляет собой *амфиктионию,
к-рую время от времени возглавляют «шофеты» (судьями), харизматические вожди.
Разобщенность колен помогла соседним племенам и особенно пришедшим из Эгеиды
филистимлянам держать их под своей властью. Восстание против филистимлян приводит
к основанию монархии (ок. 1030), а затем, при Давиде, к созданию объединенной
империи, к-рая включала и ряд окрестных земель (Моав, Аммон, Эдом, Сирию). Но
уже при Соломоне эти владения одно за другим утрачиваются, а при его сыне Ровоаме
империя распадается на Израиль (*Ефрем) и Иудею. Этим воспользовался фараон
Шешонк I (Сусаким), к-рый на время устанавливает свой контроль над Палестиной.
При Омри (Амврии) (885-874) столицей Ефрема становится Самария. Цари Ефрема
ведут борьбу с Дамаском и с Ассирией, к-рая с 9 в. начинает угрожать всему Ближнему
Востоку. Но частые дворцовые перевороты (в Ефреме правили 5 династий) ослабляют
Северное царство, и в 738 оно становится данником Ассирии. В 722/721 Салманассар
V и Саргон II разрушают царство Ефрема и большую часть его населения депортируют
на восток. Иудея, хотя и сохраняет династию Давида, уже не в силах противиться
Ассирии и вынуждена платить ей дань. Однако ассирийцам не удается захватить
Иерусалим. В 612 их собственная страна оказывается окончательно разгромленной
мидийцами и халдеями. Иерусалимский царь Иосия возвращает Иудее независимость
и в 20-х гг. 7 в. устанавливает свою власть над всей Палестиной. После его гибели
(609) Иудея сначала вынуждена подчиниться Египту, а затем Халдейскому (Нововавилонскому)
царству. Попытки восстания приводят сначала к депортации знати из Иерусалима
(597), а затем к разрушению Иерусалима (587/586). С этого времени начинается
*Плена период.
2. Религиозная жизнь Д. п. меняла свой характер в соответствии с различными
этапами ветхозав. истории. В патриархальную эпоху Бог воспринимался как небесный
Покровитель клана, заключивший с ним Завет и давший Обетование о великом будущем
(через Авраама и его потомков «благословятся все племена земные» — Быт 12:3;
18:18; 22:18). Смысл этого пророчества, к-рое исполнилось во Христе, оставался
до времени тайной. Основная заповедь религии патриархов выражена в словах Бога:
«Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Знаком Завета являлся обряд обрезания,
к-рый был широко распространен на Востоке, но для Авраама стал символом посвященности
«Богу Всемогущему» (Быт 17:9-14). Культ в эпоху патриархов носил еще черты первобытной
простоты: благоговение перед Богом выражалось в жертвах, приносимых на импровизированных
алтарях под открытым небом.
В годы пребывания под властью фараона, в «доме рабства», духовная жизнь израильтян
приходит в упадок и становится наполовину языческой (Ис Нав 24:14; ср. Иез 20:8;
23:3). Из этого состояния выводит израильтян посланный Богом пророк и вождь
Моисей. У Синая заключается Завет, но уже не с одним представителем народа,
а со всем Израилем, к-рый призван чтить единого Бога и быть для Него «царством
священников и народом святым» (Исх 19:6). Основы Моисеевой религии, заключенные
в *Декалоге и др. заповедях, находят выражение в своего рода ветхозав. «символе
веры» (Втор 6:4-5): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и
люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами
твоими». В Декалоге верность Богу ставится рядом с нравств. обязанностями по
отношению к человеку. Поэтому Христос Спаситель назвал Моисеев завет «люби ближнего
твоего, как самого себя» (Лев 19:18) второй заповедью, подобной первой (Мк 12:28-31;
Мф 22:34-40). Эти две заповеди наряду с относительно несложной системой ритуала
(ср. Иер 7:21-22) составляют сущность Моисеева *этического монотеизма. Он характеризуется
учением о Боге, превосходящем все тварное (отсюда запрет изображать Его), Боге
святом, свободном от всякого несовершенства, Боге «человеколюбивом и милосердом,
долготерпеливом и многомилостивом и истинном» (Исх 34:6), являющем Свои спасительные
деяния в событиях истории, Боге, Который избавляет избранный Им народ для Своих
целей, сокрытых в дали грядущего. Он пребывает с народом Божьим на его путях,
являя Себя в огненных и облачных *Теофаниях. Знак Его присутствия — это Ковчег
Завета, как бы переносной престол Яхве.
Глубина Моисеева учения с трудом усваивалась непросвещенным народом. К тому
же после вторжения в Ханаан религия Завета оказалась под угрозой воздействия
различных финикийских культов. Став крестьянами, израильтяне легко склонялись
к этим культам — плодородия, пола и т. п., хотя Яхве все же продолжал считаться
верховным Богом. Библейская традиция, согласно к-рой все хананеи были изгнаны
или истреблены в войнах, носит в значительной мере символич. характер (см. ст.:
Иисуса Навина книга; Судей книга). Большинство местного населения осталось в
Палестине, постепенно смешиваясь с израильтянами. Этим и объясняется соблазн
*двоеверия в Д.п.
Только *пророки начали борьбу за возрождение Моисеевой религии. Сначала они
пытались оказать влияние на ход обществ. развития (Самуил, Нафан, Ахия, Илия,
Елисей и др.), но со временем целиком посвятили себя религ. преобразованиям.
С 8 в. они выступают в храмах и городах с проповедью, направленной против двоеверия,
обрядового формализма, нравств. язв общества. Сущность *профетизма сконцентрирована
в словах прор. Михея:
О человек! сказано тебе, что — добро
и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
(6:8)
Свое учение пророки излагают в речах, к-рые они записывают, а затем собирают
в книги их ученики. Определ. роль, хотя и меньшую, чем пророки, играют в Д.п.
священники и мудрецы. Последние закладывают основы особого рода лит-ры, к-рая
первоначально носит светский характер, а позднее становится религиозно-назидательной.
Что касается культа, то он сводится преимущ. к соблюдению праздничных и субботних
дней и к жертвоприношениям. Алтари и храмы строились повсюду, но существовало
неск. главных святилищ (в Сихеме, Силоме, Вефиле, а со времен Давида — в Иерусалиме).
Жертвенные обряды символизировали присутствие Бога на народной трапезе (прообраз
Трапезы Нового Завета). Совершать жетвоприношения могли все главы семейств,
но предпочтение отдавалось потомственным служителям Левиина колена (ср. Суд
17-18). Множественность святилищ, часть к-рых находилась на местах издревле
чтимых язычниками, поддерживала двоеверие. Поэтому пророки все больше склонялись
в пользу централизации культа. Осуществить ее удалось лишь после падения Самарии,
причем поводом для реформы стала находка Книги Закона в иерусалимском Храме
(622) при царе Иосии. Отныне никто не имел права приносить жертву где-либо,
кроме этого Храма.
3. Священная письменность Д. п. включает важнейшие части ВЗ. Прежде всего к
этому периоду относится создание *Пятикнижия (какова бы ни была история его
возникновения). Впрочем, большинство библеистов считает, что нек-рые разделы
(традиция Э) и окончат. редакция *Торы относятся уже к эпохе Плена. К этой же
эпохе следует отнести завершение корпуса *Исторических книг, хотя они создавались
на протяжении всего периода, начавшегося в 12-11 вв. до н.э. В Д.п. писали пророки
Амос, Осия, Исайя, Михей (7 в.), Софония, Наум, Аввакум, Иеремия (7-6 вв.).
Д.п. датируется большинство псалмов, часть Кн. Притчей Соломоновых, а также
первонач. варианты Кн. Руфи и Песни Песней (возможно, в устной форме).
l В а л е т о н И., Израильтяне, в кн.: Иллюстрир. история религий, под
ред. А.П.Шантепи де ла Соссей, СПб., 1899, т.1; *Л е р М., История израил.
народа, пер. с нем., М., 1902; ОЕИ. См. труды: *Велльгаузена, *Даниеля-Ропса,
*Де Во, Р. *Киттеля, *Лопухина, Н. *Никольского, *Нота, *Ренана, *Ричиотти;
а также ст.: Богословие библейское; Иисуса Навина книга; Пятикнижие; Судей книга;
Царств книги, и статьи о пророках Д. п.
|