ЕДИНСТВО БИБЛИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЕДИНСТВО БИБЛИИ, вероучительная истина, вытекающая из догмата о
боговдохновенности Свящ. Писания, согласно к-рому оно создано людьми
под воздействием единого Духа Божьего. Поверхностный взгляд с трудом
улавливает в Библии это единство; она скорее представляется ему
пестрым собранием книг, написанных в разное время, в разных жанрах,
отражающих различные, а подчас и противоречивые богосл. концепции.
Только вера в единство Откровения, даруемого на протяжении веков,
способна помочь человеку осмыслить Е. Б., увидеть в элементах Писания
звенья одной цепи.
Первая попытка отрицания Е. Б. была предпринята во 2 в. гностиками
и *Маркионом Синопским, к-рые стремились отсечь НЗ от ВЗ, отрицая
при этом Божеств. происхождение последнего. В свою очередь, иудейские
толкователи стояли на противоположной т. зр., признавая только ВЗ.
Церковь Христова в лице своих отцов и учителей недвусмысленно осудила
оба эти подхода. Мч. *Иустин Философ говорил, обращаясь к иудею
Трифону: «Не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим, но признаем
о д н о г о и Т о г о ж е (разр. — А. М.), Который вывел отцов ваших
из земли Египетской рукою крепкою и мышцею высокою, не на другого
кого уповаем (ибо нет другого), кроме Того, на Которого и вы, —
Бога Авраама, Исаака и Иакова. Наша надежда, впрочем, не чрез Моисея
и не чрез Закон; иначе не было бы различия между вами и нами» (Диалог
с Трифоном иудеем, 11). Ту же мысль мы находим и у свт. *Иринея
Лионского: «Тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин
— Слово Божье» (Против ересей, IV, 9, 1). «Для чего Евангелие у
Маркиона и манихея, отрицающих Закон? — пишет свт. *Афанасий Великий.
— Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему
отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается?» (К
епископам Египта и Ливии, IV). Блж. *Августин спрашивает: «Что называется
Заветом Ветхим, как не прикровение Нового, и что — Новым, как не
откровение Ветхого?» (О Граде Божьем). «Мы знаем единого Установителя
и Ветхого и Нового Завета, и сему самому ясно научает Он нас устами
пророка Иеремии (31:31-33). Сими словами ясно дал видеть, что давший
Ветхий Завет дает и Новый» (блж. *Феодорит Киррский. О том, что
Один и Тот же дал и Ветхий и Новый Завет). Эти и подобные им многочисл.
высказывания свв. отцов опираются: 1) на то, что изначально ВЗ был
свящ. книгой Церкви Христовой; 2) на свидетельства НЗ, в к-ром постоянно
подчеркивается его связь с ВЗ — через пророчества, прообразы, центральные
вероучит. истины (Единый Бог, Завет, Откровение, свящ. история,
мессианство, эсхатология и т. д.) и 3) на общность основных нравств.
заповедей.
Однако единство не означает тождества. ВЗ есть чаяние, а НЗ — исполнение.
В свете Евангелия Церковь определяет, какие элементы ВЗ являются
в р е м е н н ы м и, а какие — н е п р е х о д я щ и м и. Ко временному
относится несовершенное ветхозав. понимание мессианства, мн. уставы
Закона и сам принцип законнической религии (см. ст. Закон и законничество).
Этот принцип был введен по Промыслу Божьему как педагогич. средство,
чтобы «соразмерять уроки с силами обучаемых» (блж. Феодорит Киррский.
Толкование на Быт, 1) и «приспособительно к слабости слушающих»
(свт. *Иоанн Златоуст. Беседы на Быт, III, 2). Неоднородность частей
самого ВЗ обусловлена и особенностями эпох, и личными чертами свящ.
писателей, и самим и с т о р и ч е с к и м х а р а к т е р о м библ.
Откровения. Оно давалось не сразу в готовом виде, а постепенно,
в соответствии с духовным состоянием людей.
Обетование требовало веры, причем полнота его смысла была сокрыта
до времени. Ап. Павел, говоря о Законе как о «детоводителе ко Христу»
(Гал 3:24), отмечал, что спасение всего мира — оставалось эсхатологич.
«тайной», к-рой не ведали древние поколения (Кол 1:26-27). Тайна
эта как бы прорастала в обетованиях ВЗ, чтобы осуществиться в НЗ.
Е. Б. связано с тем, что Свящ. Писание отражает непрекращающийся
диалог между Богом и человеком, историю, к-рая исполнена верой и
отпадениями, колебаниями и преданностью до конца. Эта история, по
словам митр. *Филарета (Дроздова), «разделяется на две части великою
эпохою воплощения Сына Божия. Доселе простирается история Церкви
ветхозаветной, сохранявшейся верою в грядущего Мессию; отселе начинается
история Церкви новозаветной, собранной и распространенной по всему
миру во имя Иисуса Христа пришедшего» («Начертание церк.-библ. истории»,
СПб., 18365). Поэтому без ВЗ мн. места НЗ остались бы непонятными,
они проясняются только через знание дохрист. части Библии (ср. такие
понятия, как Мессия, Завет, Царство Божие, и такие имена, как Авраам,
Давид и т. д.).
Е. Б. оттеняется cквозными темами, к-рые проходят по всей
ткани Свящ. Писания от Бытия до Апокалипсиса. Темы эти имеют три
аспекта.
1) Тайна Бога. Господь Един; он Творец Вселенной; Его Слово действует
в мире как сила, созидающая и поддерживающая бытие. Бог «свят»,
т. е. превышает все тварное; природа Его личностна; Его воля направлена
ко благу.
2) Отношение Бога к человеку. Сущий открывает Себя людям — от первых
библейских Теофаний до прихода в мир Богочеловека. В диалоге Бога
с миром инициатива исходит от Него. Это Он призывает апостолов,
как некогда призвал Авраама и пророков. Он избирает отдельных лиц
и группы людей в качестве призванных служителей Своего Домостроительства
(от Авраама через ветхозав. народ Божий к новому народу, соединенному
во Христе). Слово Божье обращено к людям (Откровения ВЗ и Откровение
Воплощенного Слова); Бог заключает Завет во имя любви к людям и
дает им Обетования. «Человек не в силах уничтожить любовь Божию,
как он и не в силах заслужить ее» (Маккензи). Даже когда призванные
отворачиваются от этой любви, она находит себе новых избранников
(*«остаток»), принимающих ее дар.
3) Отношение человека к Богу. Ответ человека на призыв Господень
выражается в вере, надежде и любви. Вера есть безусловное доверие
к Богу (от веры Авраама до веры во Иисуса Христа, к-рой учит ап.
Павел). Вера неотделима от надежды на исполнение обетований, на
приход Царства Божьего, в к-ром будет полностью царить только воля
Творца. Вся Библия — от *Первоевангелия (Быт 3:15) до Апокалипсиса
— пронизана этой надеждой. Уже Моисей призывает: «люби Господа,
Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами
твоими» (Втор 6:5; ср. Втор 10:12; 30:16; Пс 30:24; 118:97). Грех
не есть «сакральная скверна», как у язычников, а измена любви Божьей,
удаление от любящего Господа. Служение Ему лишь на начальных стадиях
имеет обрядовый характер; уже в *Декалоге оно тесно связано с этическими
нормами. У пророков этот *этический монотеизм достиг необычайно
высокого уровня, преодолевая магическое сознание (ср. Мих 6:8).
Слова «милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6) освящены и подтверждены
Христом Спасителем (Мф 9:13), Который все ветхозав. учение выразил
в двух гл. заповедях — о любви к Богу и к ближнему (Мк 12:28-33;
Лк 10:25-28). Таким образом, когда свт. Ириней Лионский говорил
о Е. Б. (Против ересей, IV, 13), он имел в виду именно эти непреходящие
аспекты ВЗ, к-рые связуют древнее и новое генетически и исторически,
будучи Откровением в о л и Е д и н о г о Б о г а.
l B a k e r D.L., Two Testaments, one Bible, Downers Grove (Ill.),
1976; R o w l e y H.H., The Unity of the Bible, L.-Phil., 1953;
см. также ст.: Богословие библейское; Святоотеческая экзегеза.
|