См. богословие Нового Завета
ГОРА И ПУСТЫНЯ
В Евангелиях факты географии часто служат для передачи литературных
и богословских идей. То, на какой именно горе или в какой пустыне произошло
событие, важно не само по себе. Важна в первую очередь типологическая или
символическая значимость местности.
1.Гора.
2.Пустыня.
1. Гора
Большинство упоминаемых в Евангелиях гор имеют богословский смысл,
поскольку они могут быть соотнесены с: 1) Синаем; 2) представлениями о Сионе; 3)
эсхатологическим пророчеством Зах 14:4 о Елеонской горе.
1.1.Лексика. В LXX и у Иосифа* слово to oros может означать не только «гору», но и «горную местность» и «возвышенность». Но
все же «гора» - это наиболее частое значение этого греческого слова.
Соответственно, поскольку для передачи значений «горная местность» и
«возвышенность» в греческом языке есть и другие слова и поскольку в некоторых
контекстах Евангелий слово to oros, безусловно, означает именно «гору»
(Мф 5:14; 17:1), правильнее всего систематически передавать to oros словом «гора».
1.2.Иудейская традиция. В иудейской литературе
«гора» связана со множеством мотивов: сила (Иер 51:25; Дан 2:45), откровение (Юб
1:2-4; 2 Апок. Вар 13:1), древность (Притч 8:25; Иов 15:7), вечность (Быт 49:26;
Пс 124:2), языческая религия (Ис 14:13; 16:12) и т.д. Еще важнее, что некоторые
горы были местом теофаний и/или играли ключевую роль в истории спасения: Мориа,
Нево, Кармил и особенно - Синай и Сион. С двумя последними горами четко связаны
следующие мотивы: Синай: Моисей*, пустыня, дарование Закона; Сион: царство,
Иерусалим*, Храм*, незыблемость.
В поздней литературе Синай иногда упоминается в текстах, говорящих о
конце света. Например, в 1 Ен 1:4 Синай - место будущего Суда.
Естественно, в ВЗ Синай - это прежде всего место откровения Моисею.
(О его точном местонахождении ученые спорят. - Прим. ред.)
Сион играет важную роль в иудейской эсхатологии*. В ВЗ и других
текстах Сион выступает в следующих качествах: место сбора Израиля (Иер 31:1-25;
Тов 14:5-7); цель паломничества язычников (Ис 2:2-3; Зах 2:6-12); место, откуда
будет провозглашена эсхатологическая Тора (Ис 2:2-3; Мих 4:2); место воцарения
Бога или Его представителя (Мих 4:6-7; Пс Сол 17:21-46); место нового Храма (Юб
1:29).
1.3. Служение Иисуса. Следующие евангельские тексты
говорят о пребывании Иисуса на горе: Мф 4:8; 5:1; 14:23/Мк 6:46; Мф 15:29;
17:1/Мк 9:2/ Лк 9:28; Мф 21:1/Мк 11:1; Мф 24:3/Мк 13:3; Мф 26:30/Мк 14:26/Лк
22:39; Мф 28:16; Мк З:13/Лк 6:12; Мк 5:5, 11/ Лк 8:32; Лк 4:29; 21:37; Ин 6:3,
15; 8:1. Христианское предание неоднократно пыталось отождествить упомянутые в
этих пассажах горы. Например, в качестве места Преображения* часто называли гору
Табор (Фавор). Однако, как правило, с уверенностью такие идентификации провести
невозможно. Сами Евангелия прямо идентифицируют только три горы: Елеонскую (Мк
11:1; 13:3; 14:26), гору, на которой стоял Назарет (Лк 4:29), и гору Геризим (Ин
4:20-21; см. Археология и география).
О пребываниях Иисуса на горах сообщают все слои евангельской
традиции: Мк, Q*, M*, I?, Ин. Поэтому их можно считать историческим фактом.
Возможно, Иисус периодически удалялся на горы в поисках одиночества. Горы также
могли иметь для Него какое-то символическое или богословское значение, но об
этом можно лишь гадать.
1.4. Параллели с Синаем. Евангелисты, как и те, кто
передал им эту традицию, считали, что в Иисусе исполнилось пророчество Втор
18:15, 18 (ср. Деян 3:22-23). Соответственно они проводили параллель между
Иисусом и Моисеем. При этом особую значимость обретал Синай. Например,
синоптическая традиция называет в качестве места Преображения* «(высокую) гору»
(Мф 17; Мк 9; Лк 9). Это - аллюзия на Синай, считавшийся «высоким» (Филон Vit. Mos. 2.70; Иос. Флав. Древности 3.76). Между евангельским
рассказом о Преображении и преданиями о пребывании Моисея на Синае есть целый
ряд параллелей.
1)От лица и одежды Иисуса исходило сияние (Мф 17:2; ср. Мк 9:3; Лк
9:29). Сияло после откровения Божьего на Синае и лицо Моисея (Исх 34:29-35).
2)Иисус взял с собой на гору трех учеников (Мф 17:1; Мк 9:2; Лк
9:28). Вместе с Моисеем на гору восходили Надав и Авиуд, а также 70 старейшин
(Исх 24:1, 9-11).
3)Согласно Мф 17:1 и Мк 9:2, Иисус взошел на гору «по прошествии
дней шести». Согласно Исх 24:13-16, Бог воззвал к Моисею на седьмой день.
4)Сияющее облако осенило Иисуса и Его учеников (Мф 17:5; Мк 9:7; Лк
9:34). Когда Моисей взошел на гору, ее окутало облако (Исх 24:15).
5)Во время Преображения из облака раздался голос (Мф 17:5; Мк 9:7;
Лк 9:35). Бог воззвал к Моисею из облака (Исх 24:16).
6)Свидетели Преображения сильно испугались (Мф 17:6; Мк 9:6; Лк
9:34). Глядевших на сияющее лицо Моисея охватывал страх (Исх 34:30).
7)Иисусу явились и беседовали с Ним Моисей и Илия (Мф 17:3; Мк 9:4;
Лк 9:30) - единственные ветхозаветные персонажи, говорившие с Богом на
Синае.
Рассказ синоптиков о Преображении отчасти смоделирован по рассказу о
Синайском откровении.
Аллюзии на Синайское откровение есть и в Нагорной проповеди.
(Вспомним, что история Иисуса в изложении Матфея имеет особенно выраженные
параллели с историей Моисея*.)
1)Учение дается на горе.
2)Поднявшись на гору, Иисус воссел (Мф 5:1). Согласно некоторым
иудейским текстам, Моисей на Синае сидел (Иезекииль Трагик Исход из
Египта 67-82; В.Т. Мегилла 21а-б; В.Т. Сота 49а; ср. возможный вариант
перевода Втор 9:9 (МТ): «...и сидел на горе сорок дней и сорок ночей»).
Отметим некоторые параллели между евангельскими событиями и
Синайским откровением, которые можно найти в четвертом Евангелии. Особое
внимание в этом смысле привлекает Ин 6, где вообще есть целый ряд аллюзий на
предания о Моисее. Согласно Ин 6:3, «Иисус взошел на гору и там сидел с
учениками Своими» (ср. Мф 5:1-2!). Здесь опять заметна аллюзия на восхождение
Моисея на Синай. Исполняются эсхатологические чаяния иудеев: последний
Избавитель (Мессия*) подобен первому (Моисею).
1.5. Типология Сиона. В Мф 15:29 Иисус поднимается на
гору и садится (ср. Мф 5:1-2). К Нему сходятся люди, которых Он лечит и кормит.
Мф 15:30-31 -возможная аллюзия на Ис 35:5-6, часть эсхатологического пророчества
о Сионе (ср. Ориг. Комм. Мф 11:18). Т.о., перед нами - образец типологии,
связанной с Сионом (см. Дональдсон). В иудейской эсхатологии Сион - это
место последнего сбора Израиля (Иер 31:1-25; Тов 14:5-7), исцеления (Ис 35:5-6;
ср. Мих 4:6-7) и мессианского пира (Ис 25:6-10; Песикта Раббати 41.5). Мф
15:29-38, видимо, интерпретирует служение Иисуса как исполнение иудейских
чаяний, связанных с Сионом.
Как это соотнести с тем, что в других местах у Мф мотив горы четко
связан с Синаем? Уже в ВЗ Синай и Сион тесно связаны (напр., Пс 67). Эта связь
сохраняется и в более поздней иудейской традиции (напр., Жит. Прор. Иер 11-19; Таргум Неофита I Исх 4:27). Один из ключевых текстов в данном отношении -
Ис 2:2-3 («...от Сиона выйдет Тора»). Здесь гора Сион исполняет роль
эсхатологического Синая, горы Закона. Поэтому не следует противопоставлять друг
другу параллелей с Синаем и с Сионом. Они идут рука об руку, представляя Иисуса
как нового (эсхатологического) Моисея.
Некоторые ученые считают, что в Мф 5:14 («Не может укрыться город,
стоящий на верху горы») имеется в виду эсхатологический Сион или Новый
Иерусалим. Ведь ожидалось, что Сион необычайно возвысится и озарит своим светом
весь мир (Ис 2:2-4; 60:1-22; ср. Ор. Сив 5:420-423). Но эту аналогию
доказать трудно. Против нее говорят такие факты.
1)Мф 5:14 хорошо понятен и в том случае, если он не относится ни к
какому конкретному городу.
2)Перед словом «город» отсутствует определенный артикль, т.е.
имеется в виду скорее «город вообще».
3)Параллель к Мф 5:14 - в Мф 5:15 («и зажегши свечу, не ставят ее
под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»). Естественно, речь не о
какой-то конкретной свече, а о свече вообще.
1.6. Гора Елеонская. Зах 14:4 гласит: «И станут ноги
Его в тот день на горе Елеонской...и раздвоится гора Елеонская от востока к
западу...» Это эсхатологическое пророчество объясняет, почему апокалиптическую
речь (Мк 13 пар.) Иисус произнес именно на Елеонской горе (ср. Деян 1:11, где
Парусия связывается с Елеонской горой).
Аллюзия на пророчество Захарии, возможно, присутствует также в Мк
11:23 (подлинная вера способна низвергнуть «эту гору» в море). Судя по
контексту, под «этой горой» может иметься в виду именно Елеонская гора (ср. Мк
11:1). Соответственно данные слова Иисуса могут перекликаться с пророчеством Зах
14:4 о раздвоении Елеонской горы.
Не исключено, что аллюзия на Зах 14:4 (где Таргум усматривает
пророчество о воскресении) присутствует и в Мф 27:51-53.
1.7. Литературная роль горы у Матфея. В Мф 4:8 гора
(параллель у Луки, вероятно, следующего Q, не упоминает гору) выполняет
литературную функцию: она связывает сцену в начале Евангелия с его завершением.
В Мф 4:8 дьявол (см. Бес, дьявол, сатана) на горе предлагает Иисусу,
которому предстоит еще пострадать и умереть, все царства мира. В Мф 28:16-20,
вновь на горе, Иисус, который уже претерпел распятие, говорит, что Ему дана вся
власть* на небе и на земле. Т.о., редакторская вставка Матфея (упоминание о горе
в 4:8) намекает: только после страдания и только от Бога Иисус может принять
законную власть.
2. Пустыня
Значимость пустыни обусловлена прежде всего темой Нового Исхода.
2.1.Лексика. В Евангелиях слово he
eremos обозначает «пустынное, ненаселенное место», не обязательно «пустыню»
в нашем понимании. В LXX этим греческим словом переводятся разные еврейские
слова -«мидбар», «арава», «негев», каждое из которых имеет свой оттенок.
2.2.Иудейская традиция. Израильтяне получили
Закон в Синайской пустыне. По пустыне они долго блуждали, прежде чем вошли в
Землю Обетованную. Согласно ветхозаветным преданиям, во время этого блуждания
они иногда роптали и не слушались Бога. Несмотря на это, а также на то, что ВЗ
не идеализирует кочевой и пустынный образ жизни, время в пустыне иногда
описывается в радужных тонах (напр., Ис 63:11-14). Более того, со временем стали
считать, что предвестником мессианской эры будут возвращение в пустыню и Второй
Исход. К релевантным текстам можно отнести Ис 35:1-2; 40:3-5; Иез 20:33-44; Ос
2:14-23; 1QS 8:12-16; Откр 12:6, 13-14.
Это возвращение в пустыню иногда понималось буквально. Яркий пример
тому - кумраниты, поселившиеся в пустыне во исполнение пророчества Ис 40:3-4 (см. Рукописи Мертвого моря), а также некоторые т.н. пророки (Иос. Флав.
Война 2.259, 261; 6.351; 7.438). Обратим в связи с этим внимание на
предупреждение в Мф 24:26.
2.3. Служение Иисуса. Иисус, подобно Иоанну Крестителю* (Мф
11:7; Лк 7:24; Мк 1:3-4; Ин 1:23), провел немало времени в пустынных местах (Мф
4:1/Мк 1:12/Лк 4:1; Мф 14:13, 15/Мк 6:31-32, 35/Лк 9:12; Мк 1:35/Лк 4:42; Мк
1:45/Лк 5:16; Ин 11:54). Делал Он это, видимо, не с тем, чтобы осуществить Новый
Исход, а при необходимости укрыться от толпы. Согласно некоторым преданиям,
Иисус иногда удалялся в уединенные места помолиться (Мк 1:35; Лк 5:16).
2.4. Новый Исход. Тема возвращения в пустыню во исполнение
эсхатологических чаяний доминирует в Мк 1:1-13. Иоанн живет в пустынных местах и
зовет туда израильтян омыться. Он - исполнение пророчества Ис 40:3 LXX («глас
вопиющего в пустыне»). Иисус также сначала отправляется в пустыню, где проходит
через искушение*. Отметим, что из трех цитируемых в Мк 1:2-3 ветхозаветных
пассажей (Исх 23:20; Мал 3:1; Ис 40:3) два касаются пустыни. Исх 23:20 говорит о
посланнике, который должен оберегать и вести народ в пустыне. Ис 40:3 также
упоминает пустыню. Такая эмфаза наводит на мысль: история Иисуса начинается как
Второй Исход. Начало и конец отражают друг друга (ср. 1 Кор 10:1-5).
Эта тема продолжается в Мк 6:3044: Иисус в пустынном месте дает
людям отдохнуть (ср. Втор 3:20; 12:9-10) и поесть (ср. Исх 16; Числ 11). В этом
пассаже есть и другие параллели между Иисусом и Моисеем (ср. Мк 6:34 и Числ
27:17). Возможно, Марк намеренно строил стихи 6:30-44 так, чтобы напомнить Исх
16 и Числ 11. (Некоторые экзегеты думают, что подобная мысль была у самого
Иисуса. Однако у нас слишком мало данных, чтобы строить такие
предположения.)
Видели ли в насыщении 5 тыс. человек мотив Нового Исхода Матфей и
Лука, менее ясно. Что касается четвертого Евангелия, то Ин 6:31, 49, в речи,
следующей за чудом насыщения, упоминают вкушение Израилем манны «в пустыне» (ср.
Ин 3:14). Правда, четвертый евангелист сообщает, что насыщение произошло на горе
(Ин 6:3), а не в пустыне. Но в Ин 6:3 есть аллюзия на Синай (см. выше,
1.4), а Синай и пустыня были тесно связаны («Синайская пустыня» - устойчивое
выражение). (В некоторых контекстах «го-ра(ы)» и «пустыня» - практически
взаимозаменяемые понятия (ср. Мф 18:12/Лк 15:4).) Т.о., в Ин 6 действие, скорее
всего, происходит в пустынном месте, и прямое упоминание пустыни в Ин 6:31, 49
подтверждает присутствие темы эсхатологического возвращения в пустыню.
Как уже отмечалось, Мф характерно четкими параллелями между Иисусом
и Моисеем. К вышесказанному добавим, что Мф 3-4 (рассказ об омовении Иисуса и
последующем Его искушении в пустыне), вероятно, содержит аллюзию на пребывание
Израиля в пустыне. Здесь вновь заметна тема Нового Исхода.
2.5. Пустыня и бесы. Согласно рассказам об искушении, Иисус в
пустыне противостоял дьяволу. Лк 8:29 сообщает, что бес гнал одержимого в
пустынные места. В Мф 12:43-45 (пар. Лк 11:24-26) изгнанный нечистый дух бродит
«по безводным местам». Свет на эти тексты проливает иудейское представление о
пустыне как о месте пребывания злых духов (ср. Лев 16:10; Ис 13:21; 1 Ен 10:4-5;
Тов 8:3; 4 Макк 18:8; 2 Апок. Вар 10:8; см. Бес, дьявол, сатана). Эта
идея впоследствии была характерна для христианского монашества.
См. также Археология и география; Иоанн Креститель; Искушение
Иисуса; Моисей; Нагорная проповедь; Преображение.
Библиография. D. С. Allison, Jr., «Jesus and Moses (Mt
5:1-2)», ExpT 98 (1987) 203-205; T. L. Donaldson, Jesus on the
Mountain: A Study in Matthean Theology (JSNTS 8; Sheffield: JSOT Press,
1985); E. S. Malbon, Nanative Space and Mythic Meaning in Mark (San
Francisco: Harper & Row, 1986); U. Mauser, Christ in the Wilderness (SBT 39; London: SCM Press, 1963); S. Talmon, «The 'Desert Motif in the Bible
and in Qumran Literature», in Biblical Motifs, ed. A. Altmann (Cambridge,
MA: Harvard University, 1963) 31-63.
D. С Allison, Jr. |