ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКАЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКАЯ, условный термин, означающий историч. реконструкцию всех
событий, к-рые описаны в Библии. В б о г о с л о в с к о м смысле понятие И.б.
совпадает с понятием «священная история», или *«история спасения». Однако библ.
историография 19-20 вв. постепенно отказалась от самой идеи И.б. и сохранила ее
как целое только для популярных и учебных курсов. Последней научно-богослов. попыткой
дать общую картину И.б. был труд *Лопухина «Библейская история при свете новейших
исследований и открытий», к-рый начинался с миротворения и кончался апостольским
временем. Но и эта работа уже встретила резкую критику со стороны правосл. богословов,
к-рые усомнились в правомерности И.б. как особого историографич. жанра. Большинство
критиков считало, что И.б. должна рассматривать лишь историю религии в рамках
истории древнего Израиля (начиная с Авраама) и первонач. христианства. Указывалось,
в частн., что *Пролог Кн.Бытия (гл.1-11) охватывает слишком большой отрезок времени
и освещен слишком схематично (с гл. акцентом на богосл. учении), чтобы его содержание
можно было ставить в один ряд с другими разделами ВЗ.
В библейском *богословии ценность понятия И.б. (как «истории спасения») сохраняется,
хотя и вызывает дискуссии. У протестантов не существует единой концепции относительно
И.б. Одни богословы радикально отвергают значение историч. фактов (тенденция,
идущая от *Лессинга и нашедшая в 20 в. отражение у *Бультмана) и считают важным
лишь внутренний, экзистенциальный аспект библ. сказаний. Другие (напр., *Кульман),
признавая роль внутреннего фактора, убеждены, что сами события И.б. имеют огромное
значение. Правосл. и католич. т.зр. исходит из идеи И.б. как истории Домостроительства,
осмысленной еще св. отцами. Однако не все толкователи согласны в определении хронологич.
рамок истории спасения. Если для прот. *Булгакова и *Тейара де Шардена эта история
имеет космич. измерение, то др. богословы (прот. *Клингер) видят ее начало в первом
сотериологич. событии ВЗ — Исходе. По словам Клингера, «период от Исхода одного
народа до эсхатологических свершений в других народах может быть в тесном смысле
назван историей спасения».
l [А н д р е е в И.Д.], Библ. история, НЭС, т.6; *Б о г о р о д с к и й Я.А.,
К вопросу о библ. истории миротворения, Каз., 1890; В а л е т о н И., Израильтяне,
в кн.: «Иллюстрир. история религий», под ред.Ф.П.Шантепи де ла Соссей, СПб., 1913,
т.1, М., 19922; *К а с с и а н (Безобразов С.С.), Христос и первое христ. поколение,
Париж, 1950; К а т а н с к и й А.А., Об изучении библ. новозав. периода в историко-догматич.
отношении, ХЧ, 1872, № 1, 2; Л о п у х и н А.П., К вопросу о том, что такое библ.
история, ЦВ, 1890, № 39,40; *Ф и л а р е т (Дроздов), Начертание церк.-библ. истории,
СПб., 18396; *Ю л и х е р А., Религия Иисуса и начала христианства до Никейского
Собора, в кн.: Общая история европ. культуры, т.5, СПб., 1908; K l i n g e r J.,
Wyjѕcie i Chrest jako dwa zasadnicze punktu w dziejach zbawienia, «Wiadomosci
Polskiego Autokefalnego Kosciola Prawoslawnego», 1974, z.1; C u l l m a n n O.,
Christus und die Zeit, Zurich, 1946 (англ. пер.: Christ and Time, Phil., 1950).
|