ИУДЕЙСКАЯ И ИУДАИСТСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ИУДЕЙСКАЯ И ИУДАИСТСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА, толкование Библии в *иудействе
и *иудаизме.
Иудейская экзегеза ведет свое начало от Кн.Даниила, в к-рой свящ.
писатель размышляет о смысле пророчества Иеремии (Дан 9:1-2). Это
толкование еще неотделимо от *Откровения (Дан 9:20 сл.). Следующий
этап иудейской экзегезы связан с деятельностью Ездры (5 в. до н.э.).
В 1 Езд 7:10 сказано, что Ездра «расположил сердце свое к тому,
чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле
закону и правде». Слово «учить» (евр. лидерош) легло в основу термина
*мидраш, толкование. Ввиду распространения *арамейского языка помощники
Ездры вынуждены были переводить Кн. Закона и объяснять их (Неем
8:8). Из этих комментир. переводов возникли *Таргумы. Палестинская
иудейская экзегеза сводилась, гл. обр., к толкованию Закона в духе
*Галахи, т.е. применительно к церк. уставам. Эти комментарии преподавались
иерусалимскими учителями устно. Первые письменные комментарии в
Иудее принадлежат членам общины *Кумрана (2-1 вв. до н.э.). Их составители
преследовали цель понять в свете Писания роль и судьбу своей секты.
В отличие от
палестинской иудейской экзегезы, экзегеза *александрийской школы
широко пользовалась *аллегорическим методом и стремилась сочетать
Библию с античной мыслью (*Филон).
Иудаистское толкование ВЗ. Первым памятником иудаистской экзегезы
могут считаться труды *Иосифа Флавия, к-рый дал ряд историч. комментариев
к библ. повествованию. Александрийская иудейская школа не имела
продолжения в иудаистской экзегезе. Гл. центрами ее были в первые
века н.э. г.Ямния в Палестине и Вавилонская *диаспора. Ямнийские
фарисеи и их преемники *таннаи и *амораи подчинили иудаистскую экзегезу
задаче создания монолитной религ. системы, к-рая бы охватывала все
сферы жизни. Эти толкования стали основой *Талмуда, к-рый по форме
является комментарием к Закону (гл. обр. к его культовым разделам).
Постепенно комментаторы выработали ряд правил герменевтики, однако
единства взглядов не добились. Так, во 2 в. Исмаил бен Элиша настаивал
на буквальном толковании, а Акиба был склонен отыскивать повсюду
*иносказания. Споры комментаторов длились до завершения Талмуда
(ок. 6 в.). Противники иносказательного толкования иронически изображали
своих оппонентов говорящими Слову Божьему: «Молчи, а я буду толковать!».
Период *масоретов совпал с канонизацией экзегетич. предания, к-рое
заслонило непосредственное понимание ВЗ. Это вызвало реакцию караимов,
к-рые отвергли предание (см. ст. Иудаизм). Но в ортодоксии роль
талмудич. традиции осталась господствующей. Попытку вывести иудаистскую
экзегезу из застоя предпринял ученый экзегет и филолог Саадия Гаон
(Египет, 10 в.), переводчик ВЗ на арабский язык. Он стремился объяснить
Писание исторически, учитывая весь его контекст. Другой толкователь
*Раши (11 в.) пытался соединить методы Саадии с талмудич. (мишнаистской)
традицией. В след. столетии *Ибн-Эзра заложил основы методов *историч.
критики в иудаистской экзегезе, но, опасаясь осуждения ортодоксов,
зашифровал свои выводы. На эти выводы позднее опирался *Спиноза.
В ту же эпоху *Маймонид ввел в экзегетику и богословие элементы
антич. философии, за что был обвинен в неправоверии. В 13 в. исп.
толкователь Рамбам придал экзегезе мистич. каббалистический характер
(см. ст. Каббала). Широкую известность приобрели комментарии *Абрабанеля
(15 в.), к-рый был близок к идеям христ. *антиохийской школы. В
18 в. *Мендельсон строил свои толкования на синтезе талмудич. традиции
с европ. просветительским *рационализмом. В его изображении религия
ВЗ представала как род деизма. Историко-критич. теории нем. *либерально-протестантской
школы экзегезы ввел в иудаистскую экзегезу Леопольд Цунц (1794-1866),
ученик *Шлейермахера и *Де Ветте. В России это направление было
продолжено *Соловейчиком, М.Марголиным и С.Дубновым.
Ряд иудаистских ученых (напр., *Кассуто) выступал с резкой критикой
*документарной теории. Немалый вклад в *археологию библейскую внесли
исследователи Израиля (*Ави-Йона, Аврахам Негев, Игаэль Ядин, *Флуссер
и др.), к-рые проводили раскопки в различных частях Палестины.
Иудаистская экзегеза о НЗ и личности Иисуса Христа. В Талмуде есть
ряд свидетельств о Христе, откровенно враждебных, отражающих острый
конфликт между иудаизмом и христианством. Еще более враждебным было
отношение к сторонникам *иудео-христианства и христианам-евреям,
к-рые обозначаются словом «миним», еретики. В Средние века существовал
иудейский антихрист. памфлет «Тольдот Иешу» («История Иисуса»).
В этой «гнусной мешанине», как назвал памфлет евр. историк *Грец,
Христос представлен магом, к-рый использовал имя Божье для совершения
ложных чудес. В 19 в. отношение к личности Христа в иудаистской
экзегезе постепенно меняется. Его нередко изображают как мессианского
Пророка, Учителя нравственности, «революционера духа». Таковы, напр.,
работы Жозефа Сальвадора «Иисус Христос и Его учение» (Salvador
Joseph. Jesus-Christ et sa doctrine, v.1-2, P., 1864-65), *Клаузнера
(«Иисус Назарянин», 1922), Флуссера («Иисус», 1968, рус. пер.: М.,
1992). Франц. иудаистский писатель Робер Арон пытался восстановить
обстановку детских лет Христа в книге «Неизвестные годы Иисуса»
(Aron Robert. Les ann№es obscures de J№sus, P., 1960; англ. пер.:
Jesus of Nazareth: the Hidden Years, N.Y., 1962). Англ. иудаистский
теолог Клод Монтефиоре исследовал возможные арам. прототипы Евангелий
(Montefiore Claude (transl. and ed.), Synoptic Gospels, L., v.1-2,
1909). Богочеловечество Христа иудаистская экзегеза отвергает, однако
*Бубер писал: «Тот факт, что христианство видит в Нем Бога и Спасителя,
всегда казался мне явлением величайшей важности». Флуссер в своих
тезисах о христианстве и иудаизме утверждал, что почитание (хотя
и в корне различное) Основателя Церкви, может стать основой для
диалога представителей обеих религий. Следует отметить, что иудаистская
экзегеза 19 и 20 вв. восприняла отрицательное отношение многих либеральных
протестантов к учению ап.Павла, считая его искажением проповеди
Иисуса. Несомненно, что водораздел, отделяющий иудаистскую экзегезу
от христианской, лежит в сфере веры, в к-рой историч. исследования
не могут иметь решающего голоса.
l *В и г у р у Ф., Руководство к чтению и изучению Библии, т.1-2,
М., 1897-99; то же, т.1, М., 19162; Г е н к е л ь Г.Г., Р.Саадия
Гаон, знаменитый евр. ученый X в., СПб., 1895; К о р с у н с к и
й И.Н., Иудейское толкование ВЗ, М., 1892; *Н и к о л ь с к и й
Н.М., Талмудич. традиция об Иисусе, «Труды Белорус. гос. ун-та»,
Минск, 1926, № 6-7; Экзегетика библейская (по статье В.Бахера),
ЕЭ, т.16; B e n - C h o r i n S., The Image of Jesus in Modern Judaism,
«Journal of Ecumenical Studies», 1974, № 3; H e r t z J.H. (ed.),
The Pentateuch and Haftorahs, L., 1956; JBC, v.2, p.604.
|