Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. История К.б. ведет свое начало от *святоотеч.
периода. Но поскольку это был период единой, неразделенной Церкви,
а к нему восходит и *православная библеистика, мы укажем лишь на
этапы К.б. после раскола христ. мира в 1054 г.
В средневековый период К.б. опиралась на наследие св. отцов, однако
из-за утраты в Европе знания греч. языка ориентиром для комментаторов
служила гл. обр. лат. патристика (блж.*Августин, свт.*Амвросий Медиоланский,
блж.*Иероним и др.). Б. ч. экзегетич. трудов носила характер *катен.
Отд. элементы библ. критики появляются у *Абеляра и *Гуго Сен-Викторского.
*Схоластич. ср.-век. экзегеза внесла основной вклад в богословскую
проблематику *боговдохновенности, в научном же отношении она не
могла дать заметных результатов.
Период между 16 и 19 вв. ознаменовался бурным развитием *текстуальной
критики и *литературной критики библейской, а также филологич. исследований
Библии. В этой области немалая заслуга принадлежит гуманистам, многие
из к-рых в эпоху Реформации остались верными католичеству. К.б.
фактически положила начало *историко-литературной критике Библии,
причем ряд католич. ученых 16-18 вв. (*Мазиус, *Перейра, *Симон
Р., *Геддес) рано пришли к радикальным выводам, предварившим идеи
*новой исагогики. Как отмечает *Краус, этот факт нередко оставался
вне поля зрения историографов, большинство из к-рых видело в высшей
критике продукт исключительно протестантизма. Впрочем, реакция церк.
руководства на науч. достижения К.б. была в этот период резко отрицательной.
Работы радикальных экзегетов включались в «Индекс запрещенных книг»,
а сами они подвергались притеснениям. Это привело к тому, что в
19 в. К.б. пришла в упадок и уступила пальму первенства протестантской,
ставшей ареной борьбы радикалов и ортодоксов. К.б. использовала
только те достижения *исторической критики и др. ее форм, к-рые
не противоречили указаниям церк. магистериума. Эта компромиссная
позиция отразилась в трудах школы *Вигуру, «Словарь» к-рого подвел
итоги К.б. за истекшие века.
От *модернизма до II Ватиканского Собора. На рубеже 19 и 20 вв.
возник *модернизм католический, представители к-рого считали необходимым
согласовать истины веры с совр. мышлением. Одним из вождей модернизма
был франц. экзегет *Луази, сторонник радикального пересмотра *исагогики
и библейской *герменевтики. Радикализм модернистов привел их к уходу
за пределы не только католицизма, но и христианства вообще, что
сильно подорвало доверие к библеистике в католич. кругах. Однако
работы *Лагранжа, *Риччотти и др. поборников новой исагогики, к-рые
оставались верны Церкви и основам ее вероучения, постепенно привели
к победе критич. направления. В период между мировыми войнами оно
еще с трудом прокладывало себе дорогу, но было, наконец, санкционировано
Римом (1943). С этого времени начинается возрождение К.б. Значительный
импульс К.б. дал II Ватиканский собор.
l См. ст.: Иерусалимская библ. школа; Институты библейские; Лев
XIII; Папский библ. ин-т; Папская библ. комиссия; Переводы Библии
на новые европ. языки (и ст. о др. переводах); Периодич. издания
библейские; Пий XII; Словари библейские; Тридентский собор, а также
ст. о национальных исследованиях Библии (англо-амер., итал., нем.,
франц. библеистика и др.); NCSS; B a r t o n G.A., Roman Catholic
Biblical Scholarship, «Theology», 1960, № 63; K o d e l l J., The
Catholic Bible Study Handbook, Ann Arbor (Mich.), 1985.
|