Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
КЛИМЕНТИНЫ (Clementina), памятники древнехрист. письменности, к-рые
предание связывало со свт.*Климентом Римским. В широком смысле термин
К. прилагают к 1-2 Посланию Климента, Апокалипсису Климента, кратким
апокрифич. Деяниям ап.Петра, Посл. Климента к ап.Иакову и ап.Петру.
Но в узком смысле К. обычно называются два произведения: 1) 20 «Бесед
св.Климента», опубликованные в 1853 по древнему кодексу, и 2) «Встречи»
в 10 книгах (Recognitiones libri X), дошедшие в лат. пер. Руфина
Аквилейского (ок.345-410). Оба произведения по содержанию сходны
и, согласно мнению мн. ученых, напр., *Кульманна, основаны на едином
общем источнике, написанном в самом нач. 3 в.
К. повествуют о судьбе римского аристократа Климента, к-рый в поисках
истины приезжает в Александрию, где знакомится с апостолами. Они,
в свою очередь, сводят его с ап.Петром, к-рый ведет борьбу против
лжеучителя Симона Волхва (см. ст. Гностич. писания). Климент рассказывает
апостолу о своей жизни, а тот рассказывает ему о начале Церкви.
Климент становится спутником Петра и сопровождает его в путешествиях.
Цель ап.Петра — одолеть Симона. Одержав над ним победу, апостол
продолжает следовать по местам, где учил Симон, чтобы искоренить
его влияние. По *жанру литературному К. приближаются к антич. роману,
они изобилуют приключениями и драматич. сценами.
Вопрос об историч. зерне в К. до сих пор дебатируется. В 19 в.
утвердилось мнение. на к-ром особенно настаивала *тюбингенская школа,
что под Симоном прикровенно подразумевается ап.Павел. К., по этой
гипотезе, есть памятник иудействующей «Петровой» партии. Однако
учение Симона, как оно отражено в К., позволяет заключить, что авторы
их полемизировали скорее с *Маркионом. Так, Симон говорит, что «высший
Бог есть благой и доселе неведомый» (Беседа 16,5). Такая т. зр.,
резко отрицающая весь ВЗ, свойственна была не ап.Павлу, а Маркиону.
Несомненно, что К. вышли из кругов, близких к *иудео-христианам;
кроме того, в них есть элементы гностич. характера. Сказания К.
вошли в житийную лит-ру, в т.ч. и в слав. Жития.
n Die Pseudoklementinen, Bd.1-2, B., 1969; M i g n e. PG, t.1-2.
l *П о б е д и н с к и й - П л а т о н о в И., О Клементинах, ПО,
1860, № 2, 3, 7; ПБЭ, т.11, с.64-88; *C u l l m a n n O., Le probl–me
litt№raire et historique du Roman Pseudocl№mentine, P., 1930; проч.
иностр. библиогр. см. в ODCC, p.304.
|