КОРПОРАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
КОРПОРАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ,
или СОБОРНАЯ личность в Библии, к-рая символически и в то же время реально объединяет
множество людей: группу, народ, Церковь, человечество. Еще блж.* Августин заметил,
что Свящ. Писание в нек-рых случаях говорит о народах и странах как о личностях
(О Граде Божием, XVI, 3). Другие отцы Церкви приближались к идее К.л. в толковании
ими образа Адама (свт.*Григорий Нисский и др.). Эта идея, хотя и не имеет четкого
определения в Библии, проходит как одна из важнейших тем через оба Завета. В совр.
богословии на учение о К.л. обращали особое внимание прот.*Булгаков, В.Н.Лосский,
*Робинсон Г.У., к-рый и ввел в обиход библеистики сам термин К.л.
Простейший аспект К.л. связан с представлением об *эпониме и лицах, олицетворявших
племя или группу. Так, в Быт 10 родоначальники народов выступают как личности.
В образах *патриархов как бы символизируется судьба их потомков (ср.Быт 25:22-23;
Мал 1:2-5). Пророки нередко обращались к ветхозав. общине как к индивидууму (ср.Ис
41:8-10). Это было не только метафорой, а чем-то большим: свидетельством о духовном
единстве народа. Иногда единство воспринималось через личность царя, что просматривается
уже в *мессианизме *допленного периода (ср.Ис 8:8). Полноты выражения идея К.л.
достигает в Ис 52-53 и Дан 7:13-14:27. В обоих пророчествах Личность Спасителя
как бы объемлет, включает в Себя «народ святых», т.е. Церковь. Мессия являет в
Себе идеальный Израиль, а через Воплощение становится «новым Израилем», Который,
подобно ветхому Израилю, призывается из Египта (Мф 2:15) и проходит через искушение
в пустыне (Мф 4:1-11). Из этого взгляда на Мессию как на К.л. органически вырастает
учение ап.Павла о Церкви как о Теле Христовом (1 Кор 12:27; Еф 4) и о единстве
верных во Христе — «новом Адаме» (1 Кор 15:22,45).
l Б у л г а к о в С.Н., Невеста Агнца, Париж, 1945; Л о с с к и й В.Н., Очерк
мистич. богословия Восточной церкви, БТ, 1972, сб.8; *M
a c K e n z i e J.L., Aspects of Old Testament Thought, JBC, v.2, p.748; R
o b i n s o n H.W., Werden und Wesen des Alten Testaments, ZAW, 1936, № 66.
|