МОЛИТВА И БИБЛИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МОЛИТВА И БИБЛИЯ. М., как живое общение человеческого духа с Богом,
пронизывает все Свящ. Писание, мн. разделы к-рого (напр., Псалтирь)
запечатлели молитвословия народа Божьего. НЗ содержит величайший
пример М., дарованный Церкви Самим Господом Иисусом (*Молитва Господня).
Кроме того, его *нарративные части перемежаются молитв. текстами
(напр., Лк 1:46-55, 68-79; 2:14, 29-32). Нек-рые места посланий
ап. Павла звучат как молитв. гимны (напр., Рим 11:33-36; Флп 2:6-11),
и мн. экзегеты считают, что апостол цитировал существовавшие церк.
песнопения. В молитвах Церкви сохранились семит. слова, дошедшие
от первохрист. общин (Авва, осанна, аллилуйя, аминь). Писание является
неисчерпаемым источником вдохновения как для М. общины, так и для
М. личной. По своему характеру библейская М. может быть: 1) благодарением,
2) размышлением о дивных деяниях Божьих, 3) покаянием, 4) вручением
Господу своих скорбей, 5) славословием любви к Богу.
Свящ. Писание учит и тому ,к а к молиться. Чаще всего это
раскрывается на примерах молящихся *патриархов, вождей, царей, *пророков,
*мудрецов и наконец Самого Иисуса Христа. М. библейских праведников
свидетельствует о святом дерзновении, абсолютном доверии, искренности,
смирении и вере. Библейской М. чужд заклинательный дух, к-рый свойствен
культовым формам язычества. Она не есть механич. способ завоевания
Божьих даров, а глубинная беседа души со своим Творцом. Именно поэтому
Господь Иисус, указывая, что Отец небесный знает о наших нуждах,
все же призывает к неустанной молитве (Мф 7:7-11). Он также предостерегает
от показной М., заботящейся больше о внешних признаках «религиозной
добропорядочности». Отец ждет духовной встречи один на один (Мф
6:5-6). Но это не исключает общинной М. (ср.Мф 18:18-20). М., согласно
Писанию, возможна во всякое время и на всяком месте. М. проходит
через земное служение Христа. Он молится в уединении, в пустынных
местах, на вершинах гор (Мк 1:35; 6:46), в присутствии апостолов
и народа (Мф 11:25; Ин 12:28), в Гефсимании и на Голгофе. Ученики
Его по Воскресении пребывали в общинной М. (Деян 2:47). М. была
источником духовной силы ап. Павла, к-рый призывал верных: «Непрестанно
молитесь» (1 Фес 5:17).
l А н т о н и й (митр.Сурожский). Молитва и жизнь, ЖМП, 1968, №
3-7; *Б у й еЛ., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель,
1965 (гл. Псалмы: молитва народа Божия); Б о ш а мП., Молитва, СББ;
архим.Е в л о г и й (Смирнов). Основы духовной жизни по учению Евангелия
Христова, ЖМП, 1976, № 10; И в а н о вМ., Псалтирь — книга молитвы,
ЖМП, 1975, № 9; *С п а с с к и йП., Как и о чем мы должны молиться,
по учению Слова Божия, Новгород, 1850; С т р у м е н с к и йМ.,
Учение св. ап. Павла о молитве, ВиР, 1914, N 8-9; *G u i l l e tJ.
Rencontrer Dieu dans la pri–re, P., 1978; H a m m a nF., Pri–res
des premiers Chr№tiens, P., 1952; *H a r r i n g t o nW., The Bible’s
Ways of Prayer, Dublin, 1979; H o a g l a n dV., Every Day We Prise
You, 1978; *J e r e m i a s J., The Prayers of Jesus, Phil.,
1978; L o e wJ., La pri–re … l’№cole des grands priants, P., 1975
(в рус. пер.: Великие учители молитвы, Брюссель, 1986).
|