Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня -
Библия.
НЕМЕЦКАЯ БИБЛЕИСТИКА, изучение Свящ. Писания в немецкоязычн. странах (Германия,
Австрия, Швейцария). По продуктивности, обилию *школ, идей и ярких творческих
индивидуальностей Н.б. до последнего времени занимала первое место в Зап. Европе.
В отличие от *французской библеистики, в основном католически ориентированной,
и от *англо-американской, предпочитавшей умеренный критицизм, Н.б. характеризуется
господством неортодокс. концепций, обусловленных влиянием различных филос. доктрин
(деизм, кантианство, агностицизм, гегельянство, пантеизм и т.д.). Являясь центром
*протестантской экзегетики, Н.б. редко считалась с церк. традициями, в т.ч. и
с протестантской ортодоксией. В этом отношении Н.б. может быть сравнима лишь с
*нидерландской. Разнообразие методов, подходов и предпосылок у экзегетов германоязычных
стран необыкновенно велико: от антихрист. позиций *отрицательной критики до абсолютной
веры в Слово Божье. Неоднозначен сам стиль и дух Н.б., подчас сочетающий узкое
филистерство со смелыми полетами мысли. Дар методичности, присущий немецкому гению,
довел приемы толкователей до виртуозной тщательности и скрупулезности. Работа
текстологов, кропотливый разбор буквально каждого слова Писания, трудоемкие сравнит.-филологич.
исследования образуют необъятную библиотеку. «Немецкие ученые, — писал не без
иронии совр. англ. богослов А.Линей, — трудятся так упорно, что жизнь их можно
принять за вечное изучение книг, похожее на пожизненный приговор». Подчас за бесконечными
деталями теряется суть целого и конечная цель исследования почти исчезает. Тем
не менее вклад Н.б. в науку о Свящ. Писании огромен. Даже из работ отрицат. направления
можно извлечь немало ценного, что и делали ортодокс. толкователи всех христ. конфессий.
Начальный период. Гуманизм и Реформация. До 15 в. Н.б. развивалась гл. обр.
в рамках *схоластической ср.-век. экзегезы, к-рая, в свою очередь, опиралась на
святоотеч. наследие. В эпоху Возрождения нем. гуманисты (*Рейхлин, *Мюнстер, *Меланхтон)
сделали важный шаг на пути изучения Библии, обратившись от *Вульгаты к оригинальным
яз. Писания: еврейскому и греческому. Вожди Реформации (*Лютер, *Кальвин, *Цвингли)
ввели в экзегетику принцип «свободного исследования Писания», т.е. исследования,
независимого от *Предания и определяемого личной верой и личными взглядами экзегета.
Лютеров перевод Библии ознаменовал начало новой эпохи в истории нем. культуры,
а его различие между «внутренним» и «внешним» Словом Писания стало предпосылкой
для *историко-критического метода в библеистике. Сподвижник Лютера *Карлштадт
одним из первых начал пересмотр *датировки книг ВЗ. Тем не менее в 17 в. Н.б.
развивалась медленнее, чем в других странах. Среди ортодоксально-лютеранских авторов
и комментаторов этого периода наиболее известны *Калов, Мартин Гейер (ум. 1680)
и Иоганн Герхард (1582-1637).
В 18 в. представителями Н.б. были заложены основы целого ряда библ. дисциплин,
теорий и школ, к-рые получили развитие в 19 и 20 вв. В 1711 вышла работа пастора
*Виттера, в к-рой было отмечено различие употребления *имен Божьих в *Пятикнижии.
Работа прошла незамеченной, но высказанные в ней идеи позднее легли в основу
*д о к у м е н т а р н о й т е о р и и. Близкий к кругам пиетистов *Бенгель
(1734) стал основоположником *т е к с т у а л ь н о й к р и т и к
и. *Грисбах (1775) открыл дискуссию по синоптич. проблеме, введя само понятие
с и н о п т и к и. В 70-е гг. *Землер и *Эрнести под влиянием «просветительского»
рационализма ввели в *исагогику принципы историч. исследования; *Лессинг и вслед
за ним *Эйхгорн выдвинули гипотезу существования п и с ь м е н н о г о
текста, к-рое предшествовало синоптич. Евангелиям (*Протоевангелия теория); *Додерлейн
впервые высказал мысль о том, что Кн. Исайи принадлежит не одному автору (гипотеза
*В т о р о и с а й и). В это же время *Габлер сформулировал принципы библ. *богословия
как самостоят. науки. В конце 18 в. происходит дальнейшая разработка документарной
теории (Эйхгорн И.) и впервые предлагается гипотеза происхождения Евангелий
из у с т н о г о предания (*Гердер; он же закладывает основы лит.-эстетич.
подхода к Библии). Типичным представителем отрицательной критики в Германии 18
в. был деист *Реймарус.
В 19 в. Н.б. характеризуется быстрым развитием текстуальной критики (*Тишендорф,
*Дильман, Р.*Киттель). *Шлейермахер обогатил принципы *г е р м е н е в т и к и
библейской и одновременно положил начало *л и б е р а л ь н о - п р о т е с т
а н т с к о й школе экзегезы и богословию. Влияние *Гегеля порождает концепцию
апостольской истории как борьбы между еврейско-христ. и *языко-христ. общинами
(*Баур), а также м и ф о л о г и ч е с к о е толкование Евангелия
(*Штраус). Против этих взглядов выступают авторы ортодокс. направления (*Неандер,
*Хенгстенберг, *Тулок, *Бейшлаг, *Лютард). Между 30-ми и 60-ми гг. складывается
*д в у х и с т о ч н и к о в теория происхождения синоптич. Евангелий.
В конце столетия разрабатывается гипотеза об а р а м е й с к о м прототипе
Евангелий (*Дальман). Открытие нелитературных папирусов эллинистич. эпохи приводит
к перевороту в греч. филологии НЗ (*Дейссман). К концу столетия огромное влияние
получает либеральная школа *Гарнака, к-рая сделала многое для изучения раннехрист.
памятников. Богословские идеи школы опирались на концепции *Ричля.
Н.б. в 20 в. утратила, по выражению *Кеземана, свою «гегемонию». Однако продуктивность
ее не уменьшилась. Этот период отмечен возникновением новых школ и развитием старых
направлений. 1) Достигает кульминационной точки развития и переживает свой упадок
*мифологич. теория происхождения христианства. 2) Дальнейшие успехи сопровождают
труды текстуальных критиков (*Нестле, *Киттель Р., *Аланд). 3) Возникает теория
*панвавилонизма (*Винклер, Фридрих *Делич), однако она вскоре терпит крушение
(см. *Куглер). 4) Укрепляются позиции документарной теории, но в значительно измененном
виде (*Нот). 5) *Религиозно-историческая школа исследует параллели между Библией
и древневост. религиозной лит-рой (*Гункель). 6) Выдвигается критерий *«жизненного
контекста» для историко-литературной экзегезы и исследуются библ. *жанры литературные
(Гункель, *Рад). 7) Складывается *«истории форм» школа (*Шмидт, *Дибелиус, *Бультман),
к-рая была дополнена *«истории редакций» школой (*Вреде, *Марксен, *Борнкамм).
8) Ставится вопрос о *демифологизации НЗ (Бультман). 9) Делаются попытки *социального
истолкования Библии (Мауренбрехер, Каутский и др.). 10) Всесторонне исследуется
историч. фон евангельских повествований (*Шюрер, *Иеремиас, *Хенгель). 11) Продолжает
развиваться *эсхатологическая интерпретация Евангелия (И.*Вейсс, А.*Швейцер).
12) Большое внимание уделяется углублению и расширению проблем библ. богословия
(Рад, Иеремиас, *Кульман). 13) *Барт в своем «диалектическом богословии» возрождает
старореформатский подход к Библии. 14) Разрабатываются вопросы *новой герменевтики
(*Эбелинг). 15) Идет поиск новых форм для выражения библ. благовестия (*Бонхёффер,
Бультман, *Тиллих). Это далеко не полный перечень проблем, к-рыми жила Н.б. в
текущем столетии. Во второй половине 20 в. в Н.б. богосл. интересы значительно
превалируют над историко-критическими. Со времен Лютера в германоязычных странах
вышли десятки нем. *переводов Библии. В наст. время издается ряд нем. журналов
по библеистике и работает несколько библ. *институтов. Представители Н.б. ввели
многие спец. термины, к-рые стали общеупотребител. в библ. лит-ре на др. языках,
такие как Formgeschichte (история форм), Gattung (жанр), Redaktionsgeschichte
(история редакций), Traditionsgeschichte (*история традиции), Sitz im Leben (*жизненный
контекст) и т.д.
l [*А н д р е е в И.Д.], Критика библейская, НЭС, т.23; *В и г у р у
Ф., Руководство к чтению и изучению Библии, М., 19162, т.1; В о л ь ф Э.,
К совр. положению еванг. богословия в Германии, БТ, 1970, т.5; еп.*М и х а и л
(Лузин), Библ. наука. Кн. 1. Очерк истории толкования Библии, Тула, 1898; *М у
р е т о в М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни
Иисуса», Серг. Пос., 1894; *Н и к о л ь с к и й Н.М., Очерк разработки истории
древнего Израиля в XIX в., в кн.: История евр. народа, М., 1917, т.1; *Ю н г е
р о в П.А., Очерк истории толкования ветхозав. книг Свящ. Писания, Каз.,
1910; G e n t h e H.J., Mit den Augen der Forschung, B., 1977; *H a r r
i n g t o n W., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973; *K r a u s
H.I., Geschichte der Historisch-Kritischen Erforschung des Alten Testaments, Neukirchen,
1956; K u s c h e l K.J., Jesus in der deutsch-sprachigen Gegenwartsliteratur,
Gutersloh, 1984; *N o r t h R., The Critical Study of the Old Testament,
NCSS, p.115-23; N o t h M., Developping Lines of Theological Thought in
Germany, Richmond (Virginia), 1963; S c h w e i t z e r A., GLJF, v.2, p.7-20;
590-604; G o r d o n A., The Contribution of Germany to Old Testament Scholarship,
«Expository Times», 1929-30, № 41.