ОССУАРИИ
Hachlili, Rachel. Jewish Funerary Customs, Practices and Rites in the Second Temple Period. Leiden: Brill, 2005. 637 p.
Evans, Craig. Jesus and the Ossuaries: What Jewish Burial Practices Reveal about the Beginning of Christianity. Waco, Texas: Baylor Unuversity Press, 2003. 183 pp.
См. похороны. Череп.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ОССУАРИИ (от лат. ossuarium, погребальная урна), небольшие каменные саркофаги
для захоронения костей.
О. стали употребляться в Палестине во *Второго Храма период, когда из-за роста
населения семейные склепы-пещеры стали тесны. Костные останки начали помещать
в О., чтобы дать место новым захоронениям. Значение О. для *археологии библейской
велико, поскольку на их стенках делались надписи, а сами кости дают материал для
историч. и антропологич. исследований. Много О. найдено в Иерусалиме и его окрестностях.
Внимание археологов привлекли О. еванг. времен с именами Мария, Марфа, Лазарь,
Елизавета, часто упоминаемыми в НЗ. В одном из О. был погребен Александр, сын
Симона. Примечательно, что в Мк сказано об Александре и Руфе, сыновьях Симона
(15:21), а в Рим 16:13 Руф упомянут уже без своего брата Александра. Другой оссуарий
имеет надпись на греч. языке с указанием звания умершего: "d
i d a
s k a
l o V
", учитель. Это подрывает историч. скептицизм экзегетов, к-рые утверждали, что
в евангельскую эпоху этого звания еще не было. Сенсационной считается находка
оссуария в Гиват-ха Мивтар (1968) в Иерусалиме. В нем погребены останки человека,
казненного на кресте. Огромные гвозди пробили кости, и при погребении их, вероятно,
не смогли извлечь. Находка подтверждает евангельский рассказ о способе распятия,
к-рый прежде подвергался сомнению (полагали, что распятых лишь привязывали к крестам).
l Discoveries and Studies in Jerusalem, Phil.,
1970; K r o l l G., Auf den Spuren Jesu, Lpz., 1978. |