ОСТАТОК
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ОСТАТОК (евр. ше? р, шер? т), одно из важнейших понятий библ.
историософии, связанное с исполнением обетований вопреки недостоинству людей.
В *истории спасения, раскрываемой в обоих Заветах, Божественный замысел постоянно
наталкивается на человеческую греховность. Правда Божья не может не отвергать
тех, кто ее попирает. Но в то же время замысел Божий должен осуществиться. В таких
случаях Домостроительство совершается среди немногих, кто сохранил верность. Это
и есть О., истинный объект Завета и Обетования. Прообразом его являются Ной, спасенный
при потопе; Лот, выведенный из Содома; те немногие израильтяне, к-рые достигли
земли обетованной. Как указывает ап. Павел, к верному О. относились 7 тыс. мужей,
не склонившихся перед Ваалом (3 Цар 19:18; Рим 11:1-5). Учение о "святом О. Израилевом"
окончательно сложилось у пророков 8 в. до н.э. (Ам 5:15; Ис 10:22) и было развито
последующими пророками (Иер 23:3). "Святой О." в *профетизме противопоставляется
"историческому О.", т.е. людям, к-рые уцелели в дни бедствия, но не были истинными
представителями ветхозав. Церкви (Иер 6:9). В НЗ понятие О. имеет два значения:
оно прилагается к иудеям, принявшим Благую Весть (Рим 9:6-18), и ко всей Церкви
НЗ как целому (ср. 1 Петр 2:9, где определение Церкви сближается с понятием избранного
О.). l Д р е й ф у с Ф., Остаток, СББ; *П о с н
о в М.Э., О судьбах библ. Израиля, К., 1907; M e y e r B.F., Remnant of Israel,
NCE, v.12, p.342-43; M u l l e r W., Die Vorstellung vom Rest im Alten Testament,
Gott., 1939 (там же приведена иностр. библиогр.).
|