ПОЛЬСКАЯ БИБЛЕИСТИКА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПОЛЬСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. В Средние века и Новое время П.б. не имела самостоят.
значения. Экзегеты Польши пользовались гл. обр. трудами лат. отцов Церкви и схоластич.
толкованиями (см. ст. Схоластич. ср.-век. экзегеза). Картина не изменилась и после
проникновения в Польшу Реформации и социнианства (см. Социнианская экзегеза).
Фактически развитие П.б. началось лишь в 20 в. Ведущей в Польше всегда была католич.
библеистика. До 2-й мировой войны шел процесс интенсивного усвоения новейших методов
и принципов, выработанных в зап. библеистике. Работа была сосредоточена в Краковском
Ягеллонском ун-те, Виленском ун-те Яна Казимежа, в Люблинском и Варшавском ун-тах.
Ряд библеистов получил образование в *Папском библейском институте.
После войны П.б. заняла полноправное место в совр. библеистике. С 1948 в Польше
выходит журнал "Библейское и литургическое движение" ("Ruch Bibljny i Liturgiczny"),
ряд *серий трудов по библеистике и сборников, посвященных экзегетике и вопросам
библ. богословия, создана спец. Библ. школа. Все польские католич. *периодические
издания помещают статьи по Свящ.Писанию. Из отдельных трудов последних десятилетий
следует указать на работу по библ. *антропологии свящ.Мариана Филипяка (р.1939)
"Библия о человеке" (Lublin, 1979; см. рец.: ЖМП, 1979, ? 12), на библейско-догматич.
труды *Романюка, на книги по *археологии библейской и истории свящ. *Кудашевича,
иером.Хуголина Лангкаммера (р.1930), автора толкований на Езд (1971), Мк (1977),
толкование на Зах свящ. *Хомерского (1968) и на работы свящ.Феликса Григлевича
(р.1909), бывшего в 1950-78 проф. Люблинского католич. ун-та ("Маккавейские книги",
1961; "Христос глазами современников", 1966; "Духовный характер Ев. св.Иоанна",
1969; "Ев. от Луки", 1974; "Хлеб, вино и Евхаристия в символике НЗ", 1968; а также
исследования по *христологии, *Кумрану, *Соборным посланиям и истории П.б.). II
*Ватиканский собор явился важным импульсом для развития П.б.
Первым специалистом по Библии, получившим в Риме степень доктора, был свящ.
Евгений Домбровский (1901-70), проф. Люблинского католич. ун-та (1954-59). Он
написал ряд исследований, посвященных вопросу об отношении ап.Павла к античной
философии и религии, о *демифологизации, о происхождении человека в свете Библии
и совр. данных. Им также был написан спец. труд о *Кумране ("Открытия в Кумране
у Мертвого моря и НЗ", Любляна, 1966). Под его ред. вышла 2-томная "Библейская
энциклопедия" (1960-61). Проблемами Кн.Бытия в свете *новой исагогики и библ.
*богословия занимался иером. *Стысь, автор трудов: "Антитеза Ева — Мария в первоевангелии
и у Отцов" (1953) и "Библейское учение о творении мира в связи с наукой" (1953).
Анализу кумранских текстов в свете Библии посвящены исследования свящ. Людовика
Стефаняка (ум.1972).
Первым польским консультантом *Папской библейской комиссии стал свящ. Станислав
Лах (1906-83), основатель и директор Библейской школы, член Комитета востоковедения
Польской АН. Ему принадлежат многочисл. труды по *Пятикнижию, написанные с учетом
всех совр. достижений историко-критич. изучения ВЗ (Декалог, 1948; Кн. Бытия,
1962; Кн. Исход, 1964; Кн. Второзакония, 1966).
Большая работа была проделана польскими библеистами при подготовке "Библии
тысячелетия" (1971), вышедшей под общей ред. иером. Августина Янковского (р.1926),
свящ.*Стаховяка и Романюка. По образцу *Иерусалимской Библии издание снабжено
вводными статьями, подстрочными примечаниями, словарем и таблицами. Текст комментариев
построен на основе новой исагогики. В частн., признается, что Пятикнижие приобрело
окончател. форму после Моисея. Своего рода дополнением к этому изд. служит многотомная
*Толковая Библия, к-рая выходит в Познани (изд.Паллотинум). Этот научно-богословский
комментарий еще не завершен. Опубликовано 12 т. новозав. толкования и 16 т. ветхозаветного.
В 1969 под ред. Стефаняка Л. и с предисловием *Олбрайта группа польских библеистов
выпустила обширный сб. ст. "Археология Палестины". Популярный труд по библ. археологии,
*географии и текстологии принадлежит перу Зенона Жиолковского ("Встреча с Библией",
1971).
Единственным правосл. польским богословом, освещавшим библейские темы, был
вице-ректор Христианской академии в Варшаве прот.*Клингер. Существует и внецерковная
П.б. Рационалистич. идеи *Ренана и *Луази развивал Игнаций Радлинский (ум.1920),
*мифологическую теорию — Анджей Немоевский (ум.1921). Научно-популярный характер
носят книги З. Косидовского: "Библейские сказания" (1963, рус. пер. М., 1966 и
последующие изд.), "Сказания евангелистов" (1975, рус. пер. М., 1977). Развернутую
критику этих работ дали свящ. Кудашевич Ю. и др. представители католич. П.б. На
польский яз. переведены многие важнейшие европ. и амер. работы по библеистике.
l К а р е е в Н.И., Очерк истории реформационного движения и католич. реакции
в Польше, М., 1886; М а т у ш е в с к и й С., Изучение религии в Польше, ЕМИРА,
1964, сб.7; F i l i p i a k M., Biblistyka polska w Sobore Watykanskim II, Euhemer,
1958, ? 4; F r a n k o w s k i J., Dzisiejsza biblistyka polska, Wilz, 1973, ?
16; L a c h S. Wspotczesna biblistyka polska, Znac, 1972, ? 24; G r z e b i e
n L. (red.), Slownik polskich teologоw katolickich, 1918-1981, Warsz., 1983; S
t a c h o w i a k L., Katolocka biblistyka polska Starogo Testementu, Collectanea
Theologica, 1967, ? 37.
|