Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РАЗДЕЛЫ БИБЛИИ, сборники библ. книг, составляющие всю совокупность
*канона. Два основных Р.Б. – *Ветхий Завет и *Новый Завет. ВЗ в
евр. традиции подразделяется на три раздела: 1) Торб, т.е. Учение
(*Пятикнижие, или законоположительные книги), 2) Нвиъм (Небиъм),
т.е. Пророки: а) Ранние, или Древние, пpopоки
(Ис Нав, Суд, Самуила, Цар) и б) Поздние пророки,
сборник, включающий Великих прopoкoв (Ис, Иер, Иез) и
Малых пророков (Ос, Иоиль, Ам, Авд, Ион, Мих, Наум, Авв, Соф, Агг,
Зах, Мал); 3) Ктувъм (Кетубъм), т.е. Писания (все прочие книги ВЗ).
В греко-слав.-рус. традиции приняты четыре раздела: 1) Пятикнижие;
2) *Исторические книги (Ис Нав, Суд, 1-4 Цар, 1-2 Пар, 1 Езд, Неем,
2 Езд); 3) *Учительные книги (Тов, Иудифь, Есф, Иов, Пс, Притч,
Еккл, Песн, Прем, Сир); 4) Пророческие книги (вкл. Плач, Посл. Иер,
Вар, Дан). Книги, не вошедшие в *Ямнийский канон, называются в правосл.
традиции *неканоническими книгами, в католич. – второканоническими,
а в протестантской – апокрифическими. По образцу ВЗ книги НЗ также
принято делить на законоположительные (Четвероевангелие),
исторические (Деяния), учительные (Послания) и пророческие
(Апокалипсис), хотя это деление имеет более условный характер (в
частн., Евангелие есть нечто качественно отличное от *Закона). Особняком
стоят *апокрифы. В древности их пытались выдать за часть Свящ. Писания,
но они были отвергнуты Церковью. У протестантов апокрифы называются
*псевдэпиграфами. Существуют ветхозав. и новозав. апокрифы.
|