CАМАРЯНЕ
Смерть первосвященника С., 5.2001;
Притча о милосердном с. Беседа с самарянкой.
Florentin, Moshe. Late Samaritan Hebrew. A linguistic Analysis of Its Different Types. Leiden, Boston: Brill, 2005. 393 pp.
The Samaritans and the Bible. Historical and Litarery Interactions between Biblical and Samaritan Traditions. Eds. Jorg Frey, Ursula Schattner-Rieser, Konrad Schmid. Berlin/Boston, Walter de Gruyter, 2013. 461 pp.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
САМАРЯНСКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ, древняя *рецензия *Пятикнижия,
сохранившаяся в общине самарян.
Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего
*Ефрема Самарии (евр. ШомрТн), основанной в 9 в. до н.э. Со времени
правления Давида жители Севера тяготились главенством Иерусалима
и после смерти Соломона отделились (см. ст. Разделение царств).
Северяне имели собств. традиции и святые места (Сихем, Вефиль,
Дан), однако исповедовали общую всем израильтянам богооткровенную
религию. В 721 Северное, Самарийское царство было уничтожено ассирийцами,
но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. его земли были снова присоединены
к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население
Ефрема стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев
с востока. "Господа они чтили, и богам своим они служили", — свидетельствует
4 Цар 17:33. После возвращения из Плена иудеи стали смотреть на
северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне
пожелали принять участие в постройке Храма, они получили отказ.
Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того, что при персидском
господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над
Иерусалимом. Ок. 330 до н.э. самаряне построили собств. храм близ
Сихема на горе Гаризим. В кон. 2 в. до н.э. Хасмонейский царь Иоанн
Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на
это место для совершения обрядов. В евангельскую эпоху вражда между
иудеями и самарянами не утихла (ср.Ин 4:9). В Иудее тех лет самарян
считали раскольниками, еретиками, почти язычниками. В свою очередь,
самаряне считали, что именно они есть "Истинный Израиль". В наст.
время самарянская община в Палестине насчитывает ок. 400 человек.
Самарянское Пятикнижие. Хотя вначале самарянская религия
имела черты *синкретизма, к 4 в. до н.э. она освободилась от них.
Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, к-рое, по преданию,
принес в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника. Уцелевшие
древние списки С.П. не старше 11 в. н.э. Они написаны особым *алфавитом,
генетически связанным с *финикийским алфавитом. Европейские ученые
ознакомились с С.П. в 1616. Впервые оно было напечатано в Парижской
*полиглотте (1645). Исследователи установили, что самарянская рецензия
Пятикнижия близка к *Септуагинте и ряду библ. рукописей *Кумрана.
Возникновение С.П. предположительно относят к 5 в. до н.э., т.е.
к *Реставрации эпохе. По мнению большинства библеистов, значение
С.П. для *текстуальной критики не столь значительно, поскольку 6000
разночтений, к-рые отличают его от *масоретского текста, появились
довольно поздно. Мн. из них носят характер гармонизации, сглаживания
противоречий, продиктованы догматич. и конфессиональными соображениями.
Так, слово Элогим часто заменяется словом Эль, чтобы избежать даже
намека на множественность богов (см. ст. Имена Божии). Нередко исправления
носят вполне произвольный характер (напр., в Быт 48:16 слово "ангел"
заменено словом "царь"). Вопрос о том, когда именно были внесены
эти изменения и на какой *рукописной традиции основано С.П., остается
пока открытым. Существуют арам. *таргумы и греч. переводы С.П. Признавая
из всей Библии только Пятикнижие, самаряне отрицали те аспекты ветхозав.
богословия, к-рые были раскрыты в др. книгах *канона. Впрочем, у
них была вера в Мессию, Которого они называли Тахеб (Восстановитель).
Именно Его имела в виду самарянка в беседе со Христом Спасителем
(Ин 4:25). Первые самаряне, принявшие христианство, были обращены
диаконом Филиппом (Деян 8:5 сл.). По мнению ряда историков (напр.,
*Поснова), самарянство стало одним из источников гностицизма.
l Архим.*А н т о н и н (Капустин), Доктор Сепп А. (из совр. состояния
Самарянской Общины на Востоке), ТКДА, 1875, ? 10; В и л ь с к е
р Л.Х., Самаритянский язык, М., 1974; В и н н и к о в
И.Н., Самарянское Пятикнижие и устная палестинская традиция, ПСб.,
1966, ? 15 (78); Е л и с е е в А.В., Самаритяне и их Пятокнижие,
РП, 1888, ? 18; *Р ы б и н с к и й В.П., Самаряне, К., 1913
(там же приведена обширная библиогр.); W u r t h w e i n E.,
Der Text des Alten Testaments, Stuttg., 1952 (англ. пер.: The Text
of the OT, N.Y., 1957); проч. иностр. библиогр. см. в ODCC, p.1231.
|