СЕМЕЙСТВА ТЕКСТОВ БИБЛЕЙСКИХ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия
в целом
СЕМЕЙСТВА ТЕКСТОВ БИБЛЕЙСКИХ, типологическая классификация *рукописных
традиций Библии по географич. р-нам их возникновения и редактуры.
В *текстуальной критике идея подобной классификации впервые была
выдвинута *Бенгелем (18 в.), разделившим *рукописи библейские на
Африканскую и Азиатскую группы. Первая представлена древнейшими
манускриптами, а вторая – более поздними, византийскими. В 18 в.
*Землер выделил в Африканской группе Александрийскую и Западную.
Ученик Землера *Грисбах выдвинул теорию о 3-х группах: Александрийской,
древнейшей, Западной, включающей древние, но подвергшиеся переработке
списки, и Византийской, самой поздней, наиболее удаленной от оригинала.
В нач. 19 в. *Лахман вернулся к делению,на два С.т.: Восточное,
представленное *Александрийским и *Ватиканским *кодексами, и Западное
(кодекс *Безы и *лат. переводы Библии).
В 60-х гг. 20 в. к проблеме С.т. обратился амер. библеист
*Kpocc. К этому его побудило открытие новых рукописных традиций,
в часты., Кумранских рукописей Библии (тексты, близкие к *Септуагинте,
*протомасоретский вариант и др.). Кросс предпринял попытку сгруппировать
эти варианты, учитывая географич. разобщенность религ. центров в
древности. По его мнению «плюрализм различных сохранившихся типов
текста» был обусловлен существованием устойчивых географически-локальных
С.т. Он выделил три таких семейства:
а) «Палестинское», включающее *Кумранские тексты (расширенный вариант
*Пятикнижия, Цар, Пар). Этим типом списков пользовался *Иосиф Флавий.
б) «Египетское», включающее евр. текст, к-рый служил оригиналом
для переводчиков Септуагинты, вариант Иер, датируемый 2 в. до н.э.,
и *самарянское Пятикнижие.
в) «Вавилонское», представленное кумранскими рукописями Кн.прор.Исайи
и древним протомасоретским текстом. Оно легло в основу переработок
Септуагинты в 1-2 вв. н.э. (см. ст.: Акила; Симмах; Феодотион).
Нек-рые рукописи Кросс не счел возможным отнести к к.-л. определенному
С.т. Так, два списка Иер из 4-й кумранской пещеры (3-1 вв. до н.э.)
имеют, по его мнению, смешанное вавилоно-палестинское происхождение.
Теория Кросса носит в значит. степени гипотетич. характер, и против
нее выдвигается ряд возражений. 1) Невозможно отнести евр. оригинал
Септуагинты целиком к «египетскому семейству». Есть основания считать,
что греч. пер.Цар, Есф, Пс был сделан в Палестине. 2) Не найдены
бесспорные критерии для классификации, в результате чего Кросс отнес
к одному и тому же С.т. как очень древние, так и более поздние,
переработанные варианты текста. 3) Библейские рукописи из Кумрана
отражают не одну, а неск. рукописных традиций и, следовательно,
они могли сосуществовать в одном географич. регионе.
Исследования еще продолжаются. Их значение для текстуальной
библ. критики несомненно. Они помогают определить религиозно-культурную
среду, в к-рой создавались те или иные рукописи, и выяснить причины
имеющихся в них *разночтений.
l*А м у с и н И.Д., Кумранская община, М., 1983; В i r d
s а l l J.N., The New Testament Text, in: Cambridge History
of the Bible, Camb. (Eng.), 1970, v.1; С r о s s F.M., Т а
l m о n s S. (ed.), Qumran and the History of the Biblical
Text, Camb. (Mass.), 1976; Н а r r i s о n R., W а l t k е
В., G u t h r i е D., F е е G., Biblical Criticism:
Historical, Literary and Textual, Grand Rapids (Mich.), 1979; *М
е t z g е r В., The Text of the New Testament, N.Y., 1968.
|