СИНЕДРИОН
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня СИНЕДРИОН (греч. совет),
иудейская верховная коллегия *междузаветного периода, ведавшая религ. и юридич.
вопросами. Время возникновения С. точно не установлено. *Иосиф Флавий упоминает
о нем, лишь повествуя о событиях cep. 1 в. до н.э. Само слово С. греч. происхождения,
что указывает на позднюю эпоху (евр. его транскрипция – Санхедрин). Как институту,
ему предшествовал Совет старейшин, сложившийся в период Ездры и Неемии. Иерусалимский
С. состоял из 70 или 72 членов (Талмуд, Мишна, Санх, 1,5,6); однако и в др. городах
существовали свои С.. В нек-рых случаях созывались «Малые С.», состоявшие из 23
человек (вероятно, такой С. и осудил Иисуса Христа). Согласно Евангелиям, в С.
входили а) «первосвященники», б) «старейшины»» и в) «книжники», т.е. представители
высшего духовенства, политич. вожди и богословы. Председателем С. был первосвященник.
Нек-рое время в С. перевес имели *фарисеи, но в евангел. эпоху саддукейская партия
занимала там безусловно господствующую позицию (см. ст. Течения и секты). У фарисеев
же был свой Совет богословов, наси (князем) к-рого назначался кто-либо из авторитетных
учителей Закона (напр., Гиллель и Гамалиил). С. являлся судебным и политич. учреждением.
В период господства римлян права его были ограничены; в частн. он не мог выносить
смертные приговоры (Шаббат, 15a; ср.Ин 18:31).
l А р ф а с к а д о в Ф., Иерусалимский С. Историко-археологич. исследование,
Каз., 1903; Б е р н ф е л ь д С., С. великий, ЕЭ, т.14; *Ц а р е в с к и
й А.А., Иудейский С. и римские прокураторы в Иерусалиме во времена Христа
Спасителя, СПб., 1899; иностр. библиогр. см. в кн.: *S с h u r e r Е., Geschichte
des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Hildesheim, 1964, Bd.1-3 (англ.
пер.: The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, Jerusalem,
1970, v.2, p.199-200; NCE, v.13, p.1052; см. ст. Ямнийский С.
|