ТАННАИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ТАННАИ (арам. — учители), иудейские толкователи ВЗ, хранители
ветхозав. *Предания, а затем и иудаистских традиций. Время их деятельности
совпадает с 1-2 вв. н.э. Родоначальниками богословских школ Т. были
*фарисеи. Гл. внимание комментаторы из этих школ уделяли ритуальным
и правовым вопросам (см. ст. Галаха). Учение Т. соединяло ветхозав.
Предание и Писание с раввинистич. «преданиями старцев», к-рые были
осуждены Христом Спасителем как человеческое измышление (Мф 15:1
сл.). Одним из первых Т. был Гамалиил I (ум.ок.60), учитель ап.Павла
(Деян 5:34 сл.; 22:3), принадлежавший к либеральной школе Гиллеля.
Известно, что Гамалиил призывал *Синедрион терпимо относиться к
апостолам Христовым. Согласно *легенде, приводимой в *Климентинах
(Rес 1,65), в конце жизни он принял христианство (древние агиографы
включают его в число святых). Его преемником был последний фарисейский
учитель Иоанн, сын Закхея (Иоханан бен Заккай), умерший ок.80. Этот
таннай, как и христиане, был противником войны с Римом и во время
восстания тайно покинул Иерусалим. Он получил от Веспасиана разрешение
основать новый *Синедрион и богословскую школу в Ямнии, близ Яффы
(см. ст. Ямнийская школа). Узнав о гибели Иерусалима, Иоханан объявил,
что отныне добрые дела должны заменять *жертвоприношения (Авот р.Нафана,
IV). Более того, он считал, что добродетель может служить спасением
и для язычников (Бава Батра 10б). Иоханан толковал ВЗ и предания
применительно к новым условиям жизни. По словам *Талмуда, когда
он умер, «погас блеск мудрости». С Иохананом кончился период плюрализма
и религ. терпимости. Исчезновение в результате войны *зелотов, *саддукеев,
*ессеев и др. течений, а также разрыв с христианами сделали
Т. единств. руководителями *иудаизма. Раббан Гамалиил II (ум. ок.
120) стремился сцементировать иудаизм, создав монолитную замкнутую
религиозно-бытовую систему. Он первый официально осудил евреев-христиан
как еретиков. Диктат Гамалиила привел к его изгнанию (впрочем, временному)
из Ямнийского Синедриона. Усилиями Гамалиила II галахич. предания
стали считаться равными *Пятикнижию (говорили даже о «двух Торах»,
Предании и Писании). Из Т. 2 в. наиболее известны рабби Тарфон,
выведенный свт.*Иустином в его «Диалоге с Трифоном иудеем», и рабби
Акиба. Последний принимал участие в восстании Бар-Кохбы против Рима
(132-135). Он открыто признал Бар-Кохбу Мессией. Когда восстание
было подавлено, Акиба попал в плен и был казнен. Ему принадлежит
идея, что в Пятикнижии символич. значение имеет каждая деталь, даже
формы букв. Т. считались «святыми отцами» иудаизма. Авторитет их
был очень высок. Их толкование обрядов легло в основу *Мишны. Завершителем
и редактором ее считается рабби Иуда Святой, или Иегуда Ганаси (ок.135-ок.220),
один из последних Т., прославившийся своей ученостью и аскетизмом.
l Иуда Ганаси, ЕЭ, т.8; *Р е н а н Э., Евангелия: второе
поколение христианства, СПб., (1907), репр. М., 1991; е г о
ж е, Христ. Церковь: царствование Адриана и Антонина Благочестивого,
СПб., (1907), репр. М., 1991; *Т р о и ц к и й И.Г., Иуда
«святой» Рабби, ПБЭ, т.8, с.529-30; Танна, Таннаи, ЕЭ, т.14; иностр.
библиогр. см.: N e u s n e r J., The Rabbinic Tradition, Leiden,
1971, v.1-3; S a n d e r s E.P., Paul and Palestinian Judaism,
Phil., 1977; S a f r a i S., S t e r n M. (ed.), The
Jewish People in the First Century, Assen (Netherl.), 1974-76, v.1-2;
см. также ст.Талмуд.
|