ТЕОДИЦЕЯ В БИБЛИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ТЕОДИЦЕЯ В БИБЛИИ. Под словом Т. (от греч. — JeТj, Бог
и dikaiТw — оправдываю) обычно подразумеваются богосл. концепции,
стремящиеся согласовать благость Божью с существованием зла в мире.
Термин впервые был введен нем. философом Лейбницем Г.В. (1646-1716),
к-рый считал, что проблему Т. решает признание этого мира «лучшим
из миров». Однако первые поиски Т. появились еще в древности, у
вавилонских мудрецов (см.Клочков И.С., Духовная культура Вавилонии,
М., 1983). Для *политеизма в целом проблема Т. не имела смысла,
т.к. не все боги представлялись существами, благими по природе:
они были причиной как добра, так и зла в этом неизменном мире. Развитие
идей Т. началось с возникновения религий спасения (см. ст. Сотериология
библейская). Индийская философия рассматривала Т. в свете учения
о *метемпсихозе и отрицания ценности временного бытия. Источником
зла считалась материя. В *маздеизме вопрос решался с позиций *дуализма.
Ответственность за зло возлагалась на темное начало (Ангра-Майнью,
или Ариман). Эта трактовка Т. получила дальнейшее развитие в спиритуализме
гностич. сект (см. ст. Гностич. писания).
Библия — как ВЗ, так и НЗ — констатирует несовершенство мира
и наличие в нем зла. Однако в первых книгах ВЗ проблема Т. лишь
едва намечается. Для ветхозав. человека было несомненным, что зло
как таковое не исходит от Бога. Но на вопрос, почему змей стал противником
Бога и соблазнил Адама (Быт 3), ответа не дается. Господствовала
вера в абсолютную справедливость Бога, Который допускает зло как
возмездие за грехи (ср. диалог Авраама и Бога при посещении патриарха
тремя странниками в Быт 18). В Быт 49:24 подчеркивается, что даже
человеческое зло Господь может обратить в добро. *Исторические и
*Пророческие книги не выходят за пределы веры в зло как наказания.
Лишь в Ис 51:9-10 содержится намек на силы зла, противящиеся Богу
и олицетворенные драконом *Хаоса. В отличие от древневост. мифологии,
это существо принадлежит не божественному, а тварному бытию.
Тайна происхождения зла не тревожила ветхозав. мысль до тех пор,
пока в людях господствовало родовое сознание. Считалось, что грех
наказывается не только в лице грешника, но и его потомков. Но постепенно
идея родовой ответственности перестает удовлетворять (Иез 18:20).
Отсутствие в ВЗ веры в посмертное воздаяние (см. ст. Посмертное
бытие) привело иудеев к глубокому духовному кризису, отразившемуся
в ряде псалмов и особенно в Кн.Иова. В ней проблема Т. поставлена
с предельной остротой; причем характерно, что рассуждения друзей
Иова, пытавшихся изложить различные теории Т., Бог отвергает. Он
принимает вопль и протест Иова, к-рый оказывается более правым,
чем его благочестивые собеседники. Однако ответа на вопрос о Т.
книга не дает. Иов примиряется с Богом, встретив Его лицом к лицу,
в чем содержится намек на несостоятельность традиционных толкований
тайны. Тайна зла остается несводимой к известным человеку понятиям
и представлениям. Проблема Т. решается не теориями, а полным доверием
к Богу, образец к-рого явило дерзновение Иова. Знаменательно, что
и НЗ не говорит о метафизич. причине зла, а учит, как жить в мире,
где есть зло, и как вести с ним борьбу.
Согласно ап.Иоанну, зло началось не с человека, а с диавола
(1 Ин 3:8). В Откр (12:9) он прямо отождествляется с Эдемским змеем
и драконом (чудовищем Хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном
мире и имеет духовную причину. Впервые об этом со всей ясностью
сказано в апокрифич. Кн.Эноха, где причиной Падения является свободная
воля духовных существ, воспротивившихся воле Творца. В новое время
одна из попыток истолковать этот взгляд принадлежит *Шеллингу, идеи
к-рого были развиты *Бердяевым. «Проблема теодицеи, — писал Бердяев,
— разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания
свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла
в Божием мире». В той или иной форме эту мысль разделяет большинство
христ. богословов. Но при этом необходимо постоянно помнить, что
Слово Божье не дает нам рационально обоснованной Т., сохраняя в
полной мере значение веры как подвига, как доверия, идущего навстречу
неведомому.
l Д е В о Ж., Добро и зло, СББ; Б
е р д я е в Н., Философия свободного духа, Париж, 1927-28, т.1, репр.
М., 1994; Л е й б н и ц Г.В., Опыты Т. о благости Божией, свободе человека
и начале зла, в кн.: Г.В.Лейбниц. Соч., М., 1989, т.4; С в е т л о в Э.
(прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983; Р и ж с к и й
М.И., Проблема Т. в Ветхом Завете, в кн.: Бахрушинские чтения, Новосибирск,
1971, в.3; свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины. Опыт
правосл. Феодицеи в двенадцати письмах, М., 1914; ФЭ, т.5; Ш е л л и н г
(Ф.В.), Филос. исследования о сущности человеч. свободы, СПб., 1908; проч. лит-ру
см. в ст.: Богословие библейское; Хаос.
О том же Мень в лекции;
|