ТЕОФАНИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
- Катехизис.
Катехизис Католич. Церкви;
Праздник Богоявления -
Orlov, Andrei. Divine Manifestations in the
Slavonic Pseudepigrapha. Gorgias Press, 2009. 301 pgs.
ТЕОФАНИЯ В БИБЛИИ, явления Сущего через видения, откровения и пророческое слово.
Величайшей Теофанией стало Боговоплощение Слова Господня в лице Иисуса Христа.
В языческих религиях Т. — это манифестации, т.е. п р о я в л е н и я,
высших сил, к-рые для внебибл. религий составляют одно целое с природой. В Библии
Т. означают не проявления трансцендентного, запредельного твари Бога, а именно
Его «вторжения» в тварный план бытия. В библ. описаниях Т. всегда присутствует
апофатический элемент, сознание неизреченности и неописуемости Божественного явления.
Поэтому у ветхозав. «боговидцев» сложился специальный условный язык для передачи
того, что превышает человеческий разум. По большей части этот язык использует
образы стихийной мощи: огонь, бурю, гром, облако (напр., Быт 15:17; Исх 3:2 сл.).
«Веяние тихого ветра» (3 Цар 19:12) означает милосердие Господне. Иногда Т. описываются
пророками в виде символических зримых образов (видение Господа как Царя на престоле
в Ис 6 и Небесного Ковчега в Иез 1). Нередко Т. никак не описываются, и свящ.
автор говорит лишь о явлении *Ангела Господня. Все эти типы описания Т. используются
и новозав. писателями (напр., Мф 1:20; 17:5; Деян 1:9; 2:3). Ветхозав. Т. были
лишь прикровенными, частичными явлениями Божества. Качественное их отличие от
прихода Бога в мир в лице Иисуса Христа указано в словах ев.Иоанна: «Бога не видел
никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1:18).
l См. ст.: Богословие библейское; Концептуальная символика; Откровение библейское;
Символы библейские; RGG, Bd.6, S.841. |