УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Иов; Притчей; псалтирь; Екклесиаста; Песни песней; "Соломоновы писания";
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА, *раздел ветхозав. канона, включающий книги,
связанные гл. обр. с традицией *мудрецов (Иов, Пс, Притч, Екк, Песн). В правосл.
традиции к У.к. относится также ряд *неканонических писаний ВЗ (Прем, Сир). В
евр. традиции У.к. входят в состав Ктувим,
Кетубим) (Писания), в греч. — "агиографои"
(свящ.писания). Канонизация сборника ветхозав. книг произошла в 1 в. н.э. Поэтому
в евангельское время корпус книг ВЗ именовался еще «Закон и Пророки» (Мф 5:17).
Однако, как свидетельствует предисловие к греч. пер. Сир, сборник существовал
уже к кон. 2 в. до н.э. За исключением Тов, Иудифь, Есф, все У.к. принадлежат
к поэтическому *роду библ. лит-ры. По характеру Тов, Иудифь, Ефс относятся к *жанру
назидательных мидрашей. Кн.Иова ближе к драме, элементы драмы имеются и в Кн.
Песни Песней. Псалтирь сложилась в контексте богослужебной жизни ветхозав. Церкви.
Притч, Екк, Прем и Сир являются собраниями речений о жизни человека, вере и нравственности
(см. ст. Мудрецов Писания). У.к. неоднократно цитируются в НЗ и читаются за богослужением
Правосл. Церкви.
l *А ф а н а с ь е в Д.П., Учебное руководство. Книги Учительные Свящ.
Писания ВЗ, Ставрополь, 1905; Г а в р и л о в с к и й В., У. к. Ветхого
Завета, Вольск, 1911; прот.*К н я з е в А., Ветхий Завет. У. к., Париж,
1952 (ротапринт. изд.); еп.*М и х а и л (Лузин), Библейская наука, кн.4: У. к.
Ветхого Завета, Тула, 1900; *И р и н е й (Орда) Х.М., Руководство к чтению
У. к. Ветхого Завета, К., 18732; П а р х о м о в и ч А.М., Записки на У.
к. Свящ.Писания ВЗ, Кишинев, 1870; митр.*Ф и л а р е т (Дроздов), У. к. Ветхого
Завета, ЧОЛДП, 1874, N 1-2; проч. лит-ру см. в ст. об отдельных У.к.
ПРЕМУДРОСТЬ
См. комм. к Мф. 7, 35.
Премудрость - Соломона,
книга в Библии;
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МУДРЕЦОВ ПИСАНИЯ, книги и разделы книг ВЗ, носящие преимущ. дидактич.
характер и объединенные общей духовной направленностью. Нередко
в исагогич. курсах М.п. отождествляют с *Учительными книгами в целом;
однако это отождествление не совсем точно. Напр., в Псалтири только
часть псалмов входит в круг М.п. Классическим примером этих писаний
являются из канонич. книг:
Иов, Притч, Еккл (иногда к ним добавляют Песн), а из неканонич.:
Сир, Прем. Мотивы, присущие М.п., содержатся в Кн.Бытия (история
Иосифа) и в известной мере в Кн.Товита.
Родоначальником и покровителем традиции М.п. издавна считался царь
Соломон (см. ст. «Соломоновы писания»). Свящ. писатели этой традиции
вышли из среды *книжников и именовались хакамами, мудрецами (евр.
хакамЈм). Это название происходит от понятияП р е м у д р о с т
ь (евр. ХокмЈ). Первоначально оно было связано с искусством управления
и достойным образом жизни, но постепенно раскрывался и духовный,
богословский смысл его. Премудрость стала обозначать жизнь по заповедям,
в соответствии с волей Божьей, в надежде и послушании. Наконец,
понятие Премудрости Божьей получило метафизич. характер. Под ним
подразумевалась высшая Мудрость Творца, к-рая отображается в мироздании,
человеке и заповедях. В Кн.Премудрости Соломона образ Премудрости
получает почти ипостасные черты.
Ветхозав. писатели заимствовали лит. жанр «мудрости» у соседних
народов. О наличии этого жанра на Востоке говорит сама Библия (3
Цар 4:30). Открытие памятников Египта и Двуречья позволило составить
представление о характере М.п. в этих странах. Нек-рые из древних
произведений Востока сходны с М.п. и даже имеют с ними дословные
совпадения (напр., между Кн.Притчей Соломоновых и егип. поучением
Аменомепе). Большинство М.п. ВЗ представляют собой поэтич. произведения,
написанные либо в форме афоризмов (евр. мишлей, притчи), либо в
виде поэм.
М.п. возвещают то же богооткровенное учение, что и Закон, Пророки
и *Исторические книги. Но харизма мудрецов иная. Если в Законе содержатся
прямые повеления Божьи, у пророков звучит Его голос, обличающий
или предостерегающий, запечатлены видения грядущего мессианского
Царства, а в Исторических книгах мы находим богосл. осмысление событий
свящ. истории, то в М.п. этого нет. Мудрецы не говорят прямо от
лица Господня, они почти не упоминают о Завете, Избранничестве,
Обетовании, Мессии. Их духовный кругозор находится как бы вне свящ.
истории; они исходят из повседневногочеловеч. опыта; говорят о жизни
и смерти, любви и дружбе, семье и профессиях, о коллизиях, к-рые
может переживать человек любого народа в любое время. От наставлений
«житейской мудрости» авторы М.п. постепенно переходят к трагич.
вопросам бытия: о страданиях невинного (Иов) и о тщете всего земного
(Екклесиаст). В М.п. еще не открыта перспектива вечной жизни и воскресения,
но многие из них вплотную подошли к той черте, где человек жаждет
постичь тайну воздаяния, не удовлетворяясь воздаянием через потомков.
Однако даже в позднейших М.п. (напр., в Кн.Премудрости Соломона)
мы не находим вести о воскресении, а лишь веру в бессмертие души.
М.п. следует понимать в контексте всего Писания: они лишь этап,
за к-рым следует новое Откровение. М.п. конкретизировали этич. аспект
Закона и Пророков и показали, что истинная мудрость жизни неотделима
от следования воле Божьей, источника всякой премудрости. В этом
заключается их непреходящее значение.
l Б а р у кА., *Г р е л оП., Мудрость, СББ; М е н ь А., Мудрецы
Ветхого Завета, «Знание — сила», 1990, № 6-8; *М э р ф и Р.,
Введение в лит-ру премудрости, 1965 (ркп.МДА); G o l s t a i n
D., Les sentiers de la sagesse, 1967; *R a dG. von, Weisheit in
Israel, Neukirchen — Vliyn, 1970; проч. лит-ру см. в ст. Учительные
книги.
|