УГАРИТ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
УГАРИТ, сирийский город-государство, существовавший с 23 по 12
вв. до н.э. Первые сведения о нем наука получила из егип. документов
*Амарнского периода. Руины У. были найдены в местечке Рас-Шамра,
где с 1929 начались систематич. раскопки. В результате история *Древнего
Востока обогатилась еще одним корпусом памятников, к-рые имеют немалое
значение и для библ. науки. Культура У. является ветвью сиро-палестинской,
или ханаано-финикийской, культуры, с к-рой Израиль длительно и тесно
соприкасался.
Кроме материальных памятников (в т. ч. изображений богов), археологи
обнаружили многочисл. тексты: хозяйственные документы, мифы, легенды.
Они были записаны с помощью *клинописи, но употреблялась она в качестве
своего рода *алфавита для передачи согласных букв (угаритское письмо
было консонантным). Над расшифровкой текстов работали *Дорм, Шеффер
К., Виролло Ш. и Бауэр Х. До открытия в Рас-Шамре о ханаанской религии
было известно лишь из Библии и поздних трудов эллинистич. времени,
фрагменты из к-рых сохранены у *Евсевия (см.*Тураев Б., «Остатки
финикийской литературы», СПб., 1903).
У. был разрушен землетрясением, когда израильтяне только появились
в Ханаане, и в угаритских памятниках нет упоминаний о событиях ветхозав.
истории. Однако тексты У. проливают свет на ряд дотоле неясных мест
из ВЗ. Так, выяснилось, что древний мудрец-неизраильтянин Даниил,
к-рого прор.Иезекииль (14:14) ставит в один ряд с Ноем и Иовом,
— это герой угаритского эпоса Данэль или, точнее, Даниилу. В Библии
говорится о народе рефаимов (Втор 2:11 и др.), в то же время рефаимами
названы обитатели *Шеола (Ис 14:9). Знают рефаимов и угаритские
писатели, в частн., к ним отнесен Даниилу. Но так же, как и в ВЗ,
в текстах У. о рефаимах сказано как о сверхъестеств. существах.
Титул правителей в У., топет, близок к библ. шофет (судья). Языческий
обряд, описанный в угаритской теогонии, по-видимому, объясняет запрет
*ритуального Декалога варить козленка в молоке его матери (Исх 23:19).
Изучение лит-ры У. показало, что она повлияла и на библ. *поэтику.
В произведениях из Рас-Шамры встречаются «молоко и мед» как символы
изобилия (ср.Иов 20:17). Образ Бога, «шествующего на облаках», характерный
для символики библ. *Теофаний, типичен для религ. лит-ры У. До открытия
У. было непонятно, почему Север (евр.Цафон) нередко обозначался
как местопребывание Божества (Ис 14:13; Иез 1:4). Теперь установлено,
что этот поэтич. символ генетически связан с угаритской горой Цапану,
своего рода ханаанским Олимпом. Обнаружены параллели между нек-рыми
пессимистич. высказываниями угаритских мудрецов и речениями из Иова
и Екклесиаста. Чудовище водного *Хаоса, Лотану (Лотан), было, вероятно,
прообразом библ. левиафана. Даже *Теофорные имена в ВЗ, такие как
Эль и Элион, имеют в У. свои аналогии (Илу и Алийян).
Однако все эти точки соприкосновения угаритской лит-ры и ВЗ носят
чисто внешний характер. Религия Ханаана, как подтвердили находки
в У., была развитым *политеизмом с пантеоном, во главе к-рого стоял
сначала «Бог отца» (ср.Исх 15:2), а затем — Илу (прочие боги назывались
*«сынами божьими»). Ханаанские боги олицетворяли плодородие, стихию
пола, грозу и др. явления природы. Хотя они считались подателями
благ, им приписывались низменные страсти: зависть, соперничество,
жестокость, распутство и пьянство. Наиболее почитаемый бог — Могучий
Хозяин, Алийян Баалу (Ваал) — выступает в угаритских мифах как умирающий
и воскресающий бог природы. Культ Ханаана отличали черты изуверства.
П е р е в о д ы т е к с т о в: Угаритский Эпос о Даниилу
и сыне его Акхате, ХДВ, М., 1980, т.1, с.243-50; Из угаритской повести
о Керете, ХДВ, М., 1963, с.282-85; ANET, 1955; 1969.
l Б е р н х а р д т К., Древний Ливан, М., 1982; В
и р о л л о Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская
лит-ра, ВДИ, 1937, № 1; Г о р д о н С., Ханаанейская мифология,
в кн.: Мифология древнего мира, М., 1977; Д о й е л ь Л.,
Завещанное временем, М., 1980; *Н и к о л ь с к и й Н.М.,
Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов,
Минск, 1948; С е г е р т С., Угаритский язык, М., 1965; *С
т р у в е В.В., К интерпретации угаритского текста «Рождение
богов», ППС, 1956, вып.2; Ш и ф м а н И.Ш., Западносемитская
мифология, МНМ, т.2; е г о ж е, Угаритское общество XVI-XIV
вв. до н.э., М., 1982; е г о ж е, Культура древнего Угарита,
М., 1987; иностр. библиогр. приведена в указ. работах.
|