ВЕРБАЛИЗМ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВЕРБАЛИЗМ (от лат. verbum — слово), теория, согласно к-рой Писание
полностью было продиктовано Духом Святым и поэтому каждое его слово
как исходящее от Бога следует понимать буквально. Происхождение
В. коренится в раввинистич. представлении о *Торе, к-рая предсуществовала
на небе и была в готовом виде дарована людям. В какой-то мере подобный
подход был свойствен отцам Церкви раннего периода (напр., мч. Иустин
Философ сравнивал библ. писателей со струной, из к-рой извлекается
звук). Однако в дальнейшем такой механистич. подход к теории *боговдохновенности
был переосмыслен. Против В. свидетельствуют следующие факты: 1)
сами свящ. писатели, напр. ап. Павел, иногда говорят от себя, а
не по велению Божьему (1 Кор. 7:6-12); 2) язык, воззрения и стиль
библ. авторов различны, что труднообъяснимо в случае, если бы они
записывали только данное им единое Слово Божье; 3) при составлении
свящ. книг их авторы, по собств. признанию, пользовались лит. *источниками
и *Преданием Церкви (ср.: «Я первоначально преподал вам, что и сам
принял» — 1 Кор 15:3; 4) повествования свящ. книг об одних и тех
же событиях различны и даже противоречивы; 5) в библейских книгах
есть фактические неточности, касающиеся естествознания (см. ст.
Космография библейская) и истории; 6) то, что в НЗ приводятся ссылки
на ВЗ по *Септуагинте, показывает, что само по себе чтение Библии
в переводе допустимо; но любой перевод уже есть отход от буквы и
является интерпретацией текста. Следовательно, как сказал блж. *Иероним:
«Евангелие заключается не в словах Писания, но в его смысле» (Толкования
на Гал., I,1, 11-12); 7) следует учитывать и *разночтения
в библейских *рукописях, к-рые не дают возможности реконструировать
каждое слово Писания; 8) В. фактически отрицает богочеловеч. характер
Писания, делая автором его только Бога и лишая людей подлинного
соучастия в передаче *Откровения (см. ст. Синергизм), 9) книги Писания
содержат цитаты из гражданских док-тов (напр., 1 Ездр. 2), а также
сведения по истории и естествознанию, к-рые не относятся к области
Откровения; 10) само Писание не рассматривает тайну Божественного
вдохновения как такое воздействие Духа Божьего на человека, к-рое
делает его бессознательным орудием. И пророки, и апостолы пишут
в полном сознании и при участии своих сил, разума и способностей
(см. свт. Василий Великий. «Толкования на Ис», Предисловие).
В. тесно связан с убеждением, что в Библии следует искать только
буквальный смысл. Между тем, начиная с эпохи свв. отцов, толкователи
прибегали не только к этому методу, но и к поискам сокровенного
смысла, стоящего за буквой.
l Боговдохновенность, ПБЭ, т. 2, с.729-47; *В и г у р у Ф.,
Руководство к чтению и изучению Библии, пер. с франц., М., 1897,
т. 1; *К а р т а ш е в А. В., Ветхозав. библ. критика, Париж,
1947; прот. *К н я з е в А., О боговдохновенности Свящ. Писания,
ПМ, вып. VIII, 1951; Л е о н а р д о в Д. С.,
Вербальные теории богодухновенности Свящ. Писания среди западных
богословов в XVII в., ВиР, 1900, № 15-16; *B e n o i t P.,
Aspects of Biblical Inspiration, Chi., 1965; см. также ст. Боговдохновенность
Свящ. Писания.
|