ВЛАСТЬ И СИЛА
Cм. богословие Нового Завета.
Словарь библейского богословия, 1970.
В. есть право осуществлять контроль над предметами, людьми или
событиями. В то время как человеческая В. может быть передана, В. Бога
принадлежит только Ему самому. С. между тем есть способность осуществлять свои
желания. В Евангелиях Бог проявляет свою В. и С. в личности Иисуса.
1.Терминология и культурный фон.
2.Власть и сила в личности Иисуса.
3.Акценты, расставляемые евангелистами.
1. Терминология и культурный фон
Для обозначения В. в НЗ обычно используется слово exousia (в
Мф - 10 раз, в Мк - 10 раз, в Лк - 16 раз, в Ин - 8 раз). В ВЗ слово exousia лишь изредка употребляется в отношении Бога, в таких стихах, как
Дан 4:34 (4:31 в LXX). С. в НЗ обычно выражается словом dynamis (в Мф -
12 раз, в Мк - 10 раз, в Лк - 15 раз, в Ин - ни разу). В LXX оно чаще всего
используется в отношении Бога в Пс; но в общем другие обозначения В. и С, такие
как dynasteia и ischys, преобладают в лексике греческого ВЗ.
Тогда как народы связывали своих богов с силами природы, Яхве
почитается как истинный Бог, создавший Вселенную и правящий ею как Царь (Пс
66/65:7). Он может передать свою В. человечеству (Пс 8:6-7), своему народу (Пс
68/67:36), царям (1 Пар 22:10) или сатане (Иов 1:12). В видении Даниила Бог дает
В. над всеми народами личности, подобной Сыну Человеческому (Дан 7:14, 27).
Пример спасительной С. Бога встречается в Исходе (Исх 15:6, Втор 3:24) и в
ожидаемом Новом Исходе (Иез 36:22-38; ср. Сир 36:1-11).
В НЗ Бог по-прежнему противопоставляется богам язычников*. Их С.
ограничена, и их В. подвластна року, но истинный Бог абсолютно неограничен в
своих действиях (Мф 19:26). Этим объясняется, почему слово С. может стоять
вместо имени Бога, как в Мф 26:64 и параллельных пассажах. Бог владеет С. давать
жизнь, насылать смерть, подвергнуть вечным мукам (Мф 10:28; см. Суд).
Таким образом, когда саддукеи отрицают учение о воскресении* мертвых, они
сомневаются в С. Бога (Мк 12:24). Бог по своему усмотрению дает В. сатане (Лк
4:6) или земным правителям (Ин 19:10-11).
2. Власть и сила в личности Иисуса
2.1.Иисус, Помазанник Божий. Грядущий Мессия (см. Христос) должен быть помазан С. Божьего Духа (Ис 9:6-7; ср. Пс Сол
17:22-25; см. Святой Дух), и Иисус начинает свою проповедь заявлением,
что Он и есть Помазанник (Лк 4:6-21). Именно трудами Христа Царство Бога (см. Царство Божье/Царство Небесное) набирает С. Позднее, когда
заключенный в тюрьму Иоанн Креститель (см. Иоанн Креститель) ищет
подтверждение мессианства Иисуса, Иисус приводит в доказательство совершенные Им
чудеса (Лк 7:22-23 пар.).
2.2.Проявления силы Иисуса: исцеления, чудеса, изгнание
бесов. Талмуд свидетельствует о нескольких значительных чудесах в период
Второго Храма, но С. Иисуса не было равной. Его В. над болезнью проявилась в
исцелении* расслабленного из Капернаума (Мк 2:1-12 пар.). Сначала Иисус
объявляет о прощении его грехов, что выглядит богохульством. Затем Он исцеляет
этого человека, чтобы показать, что «Сын Человеческий» имеет В. на земле прощать
грехи (см. Прощение грехов).
Примером В. Иисуса над природой является чудо усмирения бури;
ученики раздумывают над тем, кем является человек, повелевающий ветром и волнами
(Мк 4:41 пар). Иисус может воскрешать мертвых. В синоптических Евангелиях Он
возвращает жизнь дочери Иаира (Мк 5:21-43 пар.) и юноше из Наина (Лк 7:11-17); в
Ин 11:38-44 Он воскрешает Лазаря*.
Школа истории религий пыталась представить Иисуса Евангелий как
эллинистического theios апёr, или божественного мужа (см. Божественный муж). Эта личность (и как ее удалось воссоздать на основе скудных
исторических свидетельств) имела связь с богами, а подвластные ей
сверхъестественные силы могли служить для исцеления других. Как типичный пример
параллели божественному мужу приводится эпизод исцеления женщины с
кровотечением. Исцеляющая С. Иисуса на первый взгляд кажется чудесной
субстанцией: женщина прикасается к Его одежде, и Иисус чувствует, что С. выходит
из Него (Мк 5:27-32). Но когда Иисус заключает, что вера женщины привела к ее
выздоровлению, исчезает малейший намек на магию. Взгляд на Иисуса как на theios апer игнорирует монотеистическую и в своей основе иудейскую канву
Евангелий: Иисус представлен единственным Сыном Божьим, чьи дела знаменуют
приход Царства Божьего во исполнение библейских пророчеств (см. Ветхий
Завет в Евангелиях).
Евреи практиковали тщательно разработанные ритуалы изгнания бесов
(см. Тов 6:7-8; Древности 8.2.5 §4547; ср. Мф 12:27 пар.), но Иисус
способен усмирять и изгонять их кратким приказом (Мк 1:21-28 пар.; см. Бес, дьявол, сатана). В Мф 12:28 и Лк 11:20 Он указывает, что изгнание бесов
Духом Божьим (в Лк «перстом Божьим») является знаком приближающегося Царства. Но
ведь евреи, согласно Втор 13:1-5, не воспринимали чудеса и изгнания бесов как
доказательство того, кем является Иисус. Как мог этот человек быть от Бога,
когда Он не соблюдал субботы (Мк 2:24; 3:2 и пар.; Ин 7:23; 9:16, 31, 33) и
отказывался дать им несомненное знамение с небес* (Мк 8:11-12)?
Не в силах разрешить это противоречие, иудейские первосвященники и
книжники истолковывали С. Иисуса разными способами: иногда оспаривали свершение
чуда (Ин 9:8-9, 18-19), а позже решили просто расправиться с Иисусом (Ин
11:45-53). Неясным объяснением Его С. является заявление, что Он может
манипулировать бесами С. Вельзевула (Мф 12:24 пар.; ср. Ин 7:20; 10:21). Талмуд
также обвиняет Иисуса в колдовстве, утверждая, что Он выучился черной магии в
Египте (напр., В.Т. Санхедрин 43а). Подобное обвинение было выдвинуто во
II в. н. э. евреем Трифоном (Юстин Диал.) и греком Цельсом (Ориген ПЦ 1.6), в XX в. их точка зрения была дополнена, например, М. Смитом. Но
отсутствие заклинаний и снадобий при изгнании бесов, мгновенно совершаемых
Иисусом, не дает оснований для такой точки зрения.
В конце концов, иудейские первосвященники осуществляют пророчество
Иисуса, что Его народ не получит ничего от С. Его деяний (Лк 4:24-27).
2.3. Авторитетность учения Иисуса. Весть Иисуса важна
и как обладающая божественной В. и своей ролью в отношении Страшного суда (см. Учитель). Он заявляет, что Его слова не прейдут (Мк 13:31 пар.; ср.
Ис 40:8; Пс 118:89). Чтобы избежать беды, нужно принять Его Благую весть*
(напр., Ин 12:48-50; Мк 8:38).
«Он учит как власть имеющий, а не как книжники», -восклицает толпа
(Мк 1:22 пар., см. Народ, толпа). Д. Доб полагает, что толпа всего лишь
выделяет Его среди книжников* и предпочитает по сравнению с поставленными
раввинами. Но Доб исходит из ошибочного предположения, что за использованием
слова exousia стоит еврейское слово resut, что было бы необходимо,
если бы «власть» была специальным термином для поставления (ordination). Данный
контекст фактически демонстрирует, что В. Иисуса выше книжников любого класса.
В. книжников основана на выученных толкованиях Торы и цитировании предшествующих
учителей. В то же время Кумранская община для выявления скрытого в ВЗ смысла
практиковала аллегорический мидраш*. Иисус, напротив, не обучен герменевтике
книжников (ср. Ин 7:15-18); тем не менее Он смело начинает свое учение с
«Аминь»* и не видит никаких альтернатив своей Благой вести. Он заявляет, что Его
В. больше, чем у Ионы или Соломона (Мф 12:41-42), и это тогда, когда считалось,
что время пророков миновало (ср. 1 Макк 9:27). Кроме того, свидетельство
Преображения* при явлении Моисея* и Илии* достигает своей кульминации в
приказании Отца слушать Иисуса (Мк 9:7 пар.). Стоит заметить, что многие ученые
исследуют В. Иисуса в основном в социологическом контексте (см. Социологические исследования Евангелий).
Иисус заявляет о своей В. прощать грехи, но Он и выносит приговор,
сначала галилейским городам (Мф 11:20-24 пар.), затем Иерусалиму (Мф 23:37-39
пар.). Сын Человеческий является эсхатологическим Судией в Мф 16:27; 25:31-46.
Однако, согласно Мк 10:40, Иисус не властен распределять места в Царстве.
Одним из последних деяний Иисуса является очищение иерусалимского
Храма*. Когда книжники требуют ответа, кто дал Ему В. (Мк 11:27-33 пар.), Иисус
спрашивает их мнение об Иоанне Крестителе. Его окончательный ответ
подразумевает, что Он и Иоанн, в отличие от книжников, были наделены В. и
посланы Богом.
В нескольких случаях Иисус утверждает, что Сын Человеческий обладает
необыкновенной В. Во время Парусин Сын Человеческий явится с С. и славой* (Мк
13:26 пар.). Но в настоящее время Сын Человеческий может, например, прощать
грехи (Мк 2:10 пар.). Еврейская литература не наделяет Мессию или Сына
Человеческого таким правом. В то время как некоторые комментаторы считают, что
Иисус заявлял, будто любой человек может прощать грехи, замечания евреев о
богохульстве в данном контексте предполагают, что Иисус оставлял это право за
собой. Так же и в споре о собирании колосьев в субботу (Мк 2:27-28 пар.) Иисус
объявляет, что «Сын Человеческий есть господин и субботы». Это утверждение вряд
ли синонимично словам «суббота для человека» (только в Мк 2:27), которые
подразумевают, что люди могут проявить гибкость в соблюдении субботних
предписаний (см. Суббота). Иисус демонстрирует свою В. толковать Закон*
Божий.
2.4. Передача власти и силы ученикам. Иоанн Креститель проповедовал, что Иисус будет крестить Святым Духом (Мк 1:8 пар.). Пока Он на
земле, Иисус дает возможность ученикам* повторить Его дела: проповедовать и
совершать Его именем изгнание бесов, исцеление и воскрешение (Мк 3:14-15; 6:7,
13; 16:17-18; Мф 10:1, 7-8; Лк 9:1-2; 10:1-12, 17; но см. Мф 7:21-23; 24:5).
Далее, в Мк 9:38-41 и параллельных местах ученики хотят запретить человеку, не
входящему в число учеников, изгонять бесов именем Иисуса, но Иисус возражает им
(в противоположность Деян 19:11-17; и упоминание использования имени Иисуса
нехристианами в IV в. в PGM IV.3019-20).
Иисус также наделяет своих последователей В. «связывать и
разрешать», что, видимо, является В. прощать или не прощать людям грехи (Мф
18:18; ср. Ин 20:22-23). Ученикам, помимо этого, вверена В. символически вершить
суд над теми, кто отвергает Весть Иисуса (Мк 6:11 пар.).
Даже несмотря на то что последователи Иисуса будут совершать дела,
превосходящие Его собственные (Ин 14:12), Он подчеркивает: «Однако ж тому не
радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны
на небесах» (Лк 10:20). В грядущем веке оставшиеся верными ученики будут
награждены еще большей В. (Лк 22:28-30).
2.5. Сила в смирении и покорности кресту. Как Раб Господень (см. Раб Господень) Иисус отвергает могущество мира* и дьявола
и живет в покорности Богу (ср. Мф 12:15-21). Даже когда Иисус призывает оставить
все и следовать за Ним, Он никого не принуждает против его воли (Лк
18:18-25).
Матфей и Лука сообщают, что сатана искушает Иисуса В. и С; испытание
заключается в требовании, чтобы Иисус стал служить ему (см. Искушение
Иисуса). Иисус противостоит искушению получить земное могущество ценой
неповиновения Богу. Позже следует Его отказ участвовать в мятеже, когда толпа
желает сделать Его царем (Ин 6:15). Его заключительный вход в Иерусалим - не в
блеске царского величия, а в кротости и смирении (Мф 21:1-5).
В недавних исследованиях внимание снова было уделено бездействию
Иисуса перед мучившими и казнившими Его. Таким образом, Иисус отождествляет себя
с бедными и страдающими и порицает коррупцию властей. Однако мы бы хотели
проявить некоторую осторожность, чтобы сохранить присущее евангелистам
равновесие. Во-первых, божественная В. Иисуса является не просто свободой
действия (как пишет Андерсон), но и способностью осуществлять контроль над
явлениями, людьми и событиями. Во-вторых, Его бессилие, переданное в
свидетельствах о Страстях, проистекает не из Его неспособности контролировать
ситуацию (особ. Мф 26:53), а скорее из слияния Его воли с волей Бога (см.
Гефсимания). В-третьих, Бог своей В. венчает Иисуса за Его покорное страдание;
крест неотделим от С. Воскресения Иисуса.
3. Акценты, расставляемые евангелистами
Марк, хотя и изображает Иисуса Учителем (напр., Мк 1:21; 4:1-2;
10:1; 11:18), подчеркивает скорее В. Иисуса, чем содержание Его Вести. Сын Божий (см. Сын Божий) изгоняет бесов С. слова, исцеляет прикосновением или
усилием воли (Мк 1:40-41; 3:9-10). Но Его конфликт с книжниками содержит в себе
их отношение к содержанию Его Вести, и в итоге Он осужден за богохульство (Мк
14:64).
В Мф и в Лк содержанию Вести Иисуса уделено больше внимания, чем в
Мк. Толпа удивляется В. Иисуса не в капернаумской синагоге*, а после Нагорной
проповеди (см. Нагорная проповедь; Мф 7:28-29). Утверждая верность ВЗ (Мф
5:17-19), Иисус выявляет его более глубокое, по сравнению с толкованиями
книжников, значение (Мф 5:21-48). Он вновь и вновь повторяет слова: «Вы слышали,
что сказано... а Я говорю вам» (см. Закон). Вознесение Иисуса означает
дарование Ему всей В. Иисус всегда будет с Его последователями, пока они не
научат все народы (Мф 28:18-20; см. Язычник).
Лука говорит о В. больше, чем Матфей или Марк, и для него В.
является действием Святого Духа. Так, Марии было сказано, что Дух Божий и С.
Всевышнего действуют при зачатии Иисуса (Лк 1:35; см. Рождение Иисуса).
Далее, Иисус помазан Святым Духом (Лк 3:21-22); Он возвращается в Галилею в С.
(Лк 4:14); Он объявляет, что Дух на Нем (Лк 4:18-19; и Он обладает С. Господней*
для исцеления (Лк 5:17). Ученикам тоже обещана С. небесная (24:49).
В четвертом Евангелии Иисус обладает С, поскольку Он является Сыном
Отца (Ин 5:19-20). Он может трудиться в субботу, потому что так делает и Его
Отец Небесный (Ин 5:17-18). Отец отдал в руки Сына все (Ин 3:35; 17:2), включая
суд (Ин 5:22, 27). Участие Мессии или Сына Человеческого в Суде не было новостью
для иудаизма* (см. 1 Ен 45:3; 3 Езд 2:42-48). Но Иисус идет дальше и объявляет,
что Сын воскресит мертвых для Суда (Ин 5:21, 25, 28-29; 6:39-40). Действительно,
Он сам есть Воскресение и жизнь (Ин 11:25). В богословии иудаизма только Бог был
в силах воскрешать (заметьте единственное исключение в В.Т. Санхедрин 113а). Помимо способности воскресить Лазаря, Иисус обладает В. отдать свою жизнь
и вновь вернуть ее (Ин 10:17-18; ср. 2:19-22).
Несмотря на отсутствие в Ин свидетельств об изгнании бесов, в нем
резко выделена В. царства сатаны. Об Иисусе говорится, что Он победил и мир (Ин
16:33), и «князя его» (Ин 12:31).
В заключение можно сказать, что евангелисты понимают божественную В.
и С. как проявление в Христе могущества Бога для приближения Царства. Когда
ученики проявляют Божью С, они делают это не по своему почину, а именем Иисуса.
В. и С. Иисуса, проявляющиеся как постоянные доказательства Его подлинного
мессианства, служат основанием церковной христологии.
См. также Бес, дьявол, сатана; Заповедь; Исцеление; Учитель;
Царство Божье/Царство Небесное; Этика Иисуса.
Библиография. «Jesus: Aspects of the Question of His
Authority», in The Social World of Formative Chnstianity and Judaism: Essays
in Tribute to Howard Clark Kee, ed. J. Neusner et al. (Philadelphia:
Fortress, 1988); G.R. Beasley-Murray, Jesus and the Kingdom of God (Grand
Rapids: Eerdmans, 1986); D. Bossman, «Authority: The New Testament and
First-Century Judaism in Cultural Perspective», in Theology and Authonty:
Maintaining a Tradition of Tension, ed. R. Penackovic (Peabody, MA:
Hendrickson, 1987) 1-13; D. Daube, «Exousia in Mark 1, 22 and 27», JTS 39 (1938) 45-59; J. Dawsey, «Jesus and the Language of Authority», in Theology and Authonty: Maintaining a Tradition of Tension, ed. R.
Penaskovic (Peabody, MA: Hendricson, 1987) 14-23; W. Foerster, «έξεστιν κτλ», TDNT 11.560-75; W. Grundmann, «δύναμαι κτλ», TDNT 11.284-317; J.D.
Kingsbury, «The Religious Authorities in the Gospel of Mark», NTS 36
(1990) 42-65; D. A. lee-Polland, «Powerlessness as Power: A Key Emphasis in the
Gospel of Mark», SJT 40 (1987) 173-88; G.H. Powell, The Biblical
Concept of Power (London: Epworth, 1963); D. Senior, «'With Swords and
Clubs...' - The Setting of Mark's Community and his Critique of Abusive Power», BTB 17 (1987) 10-20; M. Smith, Jesus the Magician (San Francisco:
Harper & Row, 1978).
G. S. Shogren |