Cм. богословие Нового Завета.
Засушливый климат Палестины и отсутствие крупных рек, в которых
нуждается земледелие, придали В. особую ценность в культуре этой страны. Когда
Моисей* описывал новую страну израильтянам, он особо пояснил, что она не имеет
реки, подобной египетскому Нилу, но «от дождя небесного наполняется водой» (Втор
11:11). Река Иордан имеет непересыхающее русло, но эта В. недоступна для
центральных горных районов. Лишь недавно израильские инженеры сумели провести В.
из Галилейского моря (см. Галилея) в другие области страны.
В древности жизнь в Израиле полностью зависела от дождей, которые
идут достаточно нерегулярно с середины октября до середины марта. Хотя
прибрежная равнина получает до 50 см осадков ежегодно, а горы вокруг Иерусалима
- даже больше (50-65 см), засуха оставалась постоянной угрозой (Быт 2:61; Деян
11:28), и потому колодцы и источники были для людей этой местности жизненно
необходимы (Быт 21:30; Ин 4:11-12). В. сохраняли также в открытых бассейнах (Ин
5:2-7) или в бочках (Иер 2:13), однако, несмотря на эти приспособления, каждый
житель Палестины знал цену «живой воды», свободно текущей, освежающей струи.
В Евангелиях слово «вода» (hydor) встречается 39 раз, включая
упоминание Генисаретского озера, где Петр пытался ходить по водам (Мф 14:28);
свиней, которые бросились стремглав в озеро (Мф 8:32); и учеников*, едва не
утонувших во время бури, пока Иисус не спас их своей властью (Лк 8:23-25). На
Ближнем Востоке В. - основное средство очищения и восстановления сил. В знак
гостеприимства гостям омывают ноги (Лк 7:44; Ин 13:5), Подать незнакомцу чашу
холодной воды - это пример великодушия (Мф 10:42; Мк 9:41).
Столь большая значимость и ценность В. побуждали использовать ее в
символике и ритуале. Отмечается омовение рук до и после трапезы (Мк 7:2-23). В
иудаизме* хорошо известно ритуальное омовение, а также крещение* (погружение в
В.), которое очищало не только тело, но и символизировало очищение души (см. Чистое и нечистое). Все это хорошо известно по Кумранской общине (см. Рукописи Мертвого моря), разработавшей сложную систему ритуальных
омовений. Следы этих обычаев отмечены также в Масаде и при раскопках южной стены
иерусалимского Храма*, Верующие, несомненно, омывались, прежде чем подняться по
храмовой лестнице. Призыв Иоанна Крестителя (см. Иоанн Креститель) -
«покайтесь и примите крещение» - можно понять как «покайтесь и омойтесь». Такое
крещение в В. принял Иисус (Мф 3:11; Мк 1:8; Лк 3:16; Ин 1:26) как символ
праведности (см. Праведность, справедливость) и чистоты, необходимых для
Царства Небесного (см. Царство Божье/Царство Небесное).
Если В. символизирует жизнь*, очищение, восстановление сил и
обновление, то нет ничего удивительного в том, что она символизирует также
Святого Духа* (Ис 44:33-4; Иез 36:25-26). Библия говорит об «излиянии» Святого
Духа (Иоил 2:28-29; Деян 2:17; 10:45) и о том, как верующие наполняются им (Лк
1:15, 41). В эсхатологическом видении Зах 14 сам Иерусалим порождает мощный
источник В., из которого вытекают две реки - одна на запад, к Средиземному морю,
другая на восток, к Мертвому морю. В новозаветную эру раввинистические
истолкователи понимали этот образ как символ Духа, который обильно изольется в
мессианскую эпоху (см. Эсхатология).
Четвертое Евангелие часто прибегает к этой богословской символике
для описания нового дара жизни, принесенного Христом. Ин использует слово hydor 21 раз (Мф - 7 раз, Мк - 5 и Лк - 6 раз). Помимо рассказа Ин о
крещении Иисуса (1:26-34), еще семь контекстов упоминают особые, известные
только в Ин, случаи применения В.: чудо* превращения В. в вино* в Кане (2:1-11);
вызов, брошенный Никодиму (3:1-15); предложение В. жизни самарянке* (4:7-42);
исцеление хромого в купальне в Вифезде (5:1-18); призыв Иисуса на празднике
Кущей (7:37-39; см. Праздники); омовение ног ученикам (13:1-20), кровь и
В., истекшие из раны Иисуса (19:3-4).
В Ин В. иногда связана с традиционными представлениями иудаизма о
полном преображении (события в Самарии, Кане, Вифсаиде). Этими традициями не
следует пренебрегать (напр., Никодим узнал, что можно вновь родиться «от воды и
Духа»), однако следует отметить, что и с самой В. происходят метаморфозы: В. для
очищения становится вином, В. из колодца -«водой живой», «водой текущей». В Ин
В. часто выступает как метафора Духа (см. 7:39). Она символизирует духовное
обновление, обещанное ветхозаветными пророками и предлагаемое во Христе
(7:37-38): Он становится источником обновления, из которого все призваны пить
(4:13-14). В момент Его смерти (см.. Смерть Иисуса) Его Дух освобождается, Его
вода изливается (19:34), и начинается исполнение эсхатологических чаяний иудеев.
Без сомнения, с точки зрения богословия четвертого Евангелия кульминационным
моментом в развитии символики В. становится призыв Иисуса на празднике Кущей.
Так, в пору страха перед засухой, когда читается осенняя молитва о дожде и
вспоминаются эсхатологические реки (Зах 14), Иисус объявляет, что Он ~ источник
обещанного обновления и Он же - его исполнение. Он - источник, из которого можно
почерпнуть Святой Дух.
Библиография. D. Baly, Basic Biblical Geography (Philadelphia: Fortress, 1987) 19-26; O. Bocher, «Water», NIDNTT 3.982-93; G. Burge, The Anointed Community (Grand Rapids: Zondervan,
1987); J. Dunn, Baptism in the Holy Spirit (Philadelphia: Westminster,
1977); idem, Jesus and the Spirit (Philadelphia: Westminster, 1979); L.
Goppelt, «ΰδωρ», TDNT V1IL314-33; R. K. Harrison, «Water», ISBE
4.1024-26; G. A. Smith, The Historical Geography of the Holy Land (rev.
ed.; London: Hodder and Stoughton, 1931).
G. M. Burge |