ВРЕМЯ В БИБЛИИ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВРЕМЯ В БИБЛИИ. Если в языч. мировоззрении В. нередко обожествлялось
(греч. мKrўonoV — титан, отождествляется с наименованием времени
— мcrўonoV), то в Библии оно — основной элемент творения. Бог создал
мир во В. и по отношению к миру Сам действует во В. Т. о., В. —
не просто хронологич. последовательность событий, а пребывание твари
в становлении, в восхождении к высшей цели Домостроительства. Отсюда
характерное для Библии понимание мира как д в и ж е н и я
и В. как динамичной среды, в к- рой осуществляется спасение,
т. е. приобщение твари к Божественному бытию. Этим, в свою очередь,
объясняется библейское деление В. Оно ориентируется не на строгую
хронологию, а на этапы свящ. истории, к-рые условно обозначены как
«дни» или округленные хронологич. отрезки В. Первым этапом является
миротворение, распадающееся на *Шестоднев. Далее следует историч.
В., разделенное на периоды до Авраама, от Авраама до Моисея, от
Моисея до Давида, от Давида до Плена. Периоды включают в себя более
короткие подразделы (юбилейные годы, субботние годы, календарно-праздничные
циклы, десятилетия, седмицы и т. д.).
Историческое В. должно завершиться Днем Господним, установлением
Царства Божьего. В связи с этим среди иудейских комментаров возникло
деление В. на «мир сей» (евр. ол’ам хаз’э) и «мир грядущий» (ол’ам
хаб’а). Считалось, что с наступлением «мира грядущего» внезапно
изменится вся природа твари. НЗ внес в эту концепцию учение об эсхатологическом
В., или «времени Церкви». По внешним признакам оно остается в русле
прежнего В., но благодаря явлению Богочеловека сущность истории
меняется. Старое В. «мира сего» близко к завершению, к «полноте»
(Гал 4:4). Царство Божье «неприметным образом» входит в самый поток
времени, присутствуя в нем как духовная реальность. «Век сей» не
исчезает, а находится в противоборстве с «веком грядущим», посеянным
в мире, как семя. В этом противоборстве — одна из гл. особенностей
эсхатологич. В., к-рое предваряет последний Суд.
Если сначала апостолы еще ожидали немедленного наступления Царства
Божьего в силе и славе (Деян 1:6-8), то постепенно они осознали,
что «В. Церкви» имеет впереди немалое будущее. «В. Церкви» (к-рое
яснее других в НЗ осмыслил ев. Лука) есть время миссии, т. е. распространения
Евангелия, доколе в нее (т. е. Церковь) не войдет «полнота язычников».
Ап. Павел именует минувший «век» временем Закона, к-рый с наступлением
эры Мессии теряет свою силу. Мессианская эра, или В. Благодати,
завершится лишь тогда, когда под воздействием Св. Духа обратится
«полное число язычников» (Рим 11:25) и спасется «весь Израиль»,
сохранившийся в малом «остатке» (Рим 11:5,26). Тогда кончится эсхатологическое
В., наступит новый этап бытия человека и природы (Рим 8:19-21; ср.
Ис 11:6-9), и В. как земная история спасения прекратится (Откр 10:6).
Космич. и историч. В., как и «В. Церкви», существуют параллельно
с вечностью. В вечности пребывает Бог, Который есть творец В., его
«начало и конец» («Альфа и Омега», Откр 1:8). Пребывая н а
д В., Творец проявляет Себя в нем и поэтому Он — Тот, «Который
есть и был и грядет» (Откр 1:4; см. ст. Имена Божьи в Библии).
*Откровение является точкой пересечения вечного и временного.
Пророк созерцает грядущее В. через вечность. Этим объясняется сокращение
хронологич. перспективы в пророчествах. В глазах тайновидца В. как
бы сжимается, и то, что наступит через мн. века, представляется
«грядущим вскоре» (мессианские пророчества; Откр). Это особое в’идение,
даруемое человеку Духом Божьим, для К-рого «тысяча лет, как день
вчерашний» (Пс 89:5). См. ст.: Историзм Свящ. Писания; Эсхатология
библейская.
l *Аверинцев С. С., Порядок космоса и порядок истории, в кн.: Поэтика
ранневизант. лит-ры, М., 1977; *Б е р д я е в Н. А.,
Смысл истории, Берлин, 1923; СББ, с. 193-203; *C u l l m a n n
O., Christus und die Zeit, Z., 1946 (англ. пер.: Christ and Time,
L., 1951); H e r r m a n n S., Time and History, Nashville,
1981; M a r s h J., The Fullness of Time, L.-N.Y., 1952;
NCE, v. 14, p. 162; *T r e s m o n t a n t C., Essai
sur la pens‚e hebra‹que, P., 1953.
ВРЕМЯИСЧИСЛ’ЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЕ — см.Календари библейской эпохи.
Goldberg, Sylvie Anne. Zeit und Zeitlichkeit im Judentum. Aus dem Franzosischen von Marianne Muhlenberg. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 2009, xvi, 630 S. mit 14 Abb. Judische Religion, Geschichte und Kultur (JRGK), Band 10. Время в еврейской культуре. |