Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона. — СПб.: Амфора, 2001. — 407 с.
П.В. Берснев
Апокрифами (греч. «тайный, скрытый») называют произведения иудейской и раннехристианской литературы, содержанке которых не вполне совпадает с официальным вероучением. Принятая в иудаизме традиция приписывает собрание священных книг в единое целое Ездре, священнику и законоучителю, жившему в V веке до Р. X., то есть в период персидского господства над евреями. Ко времени Иисуса Христа древнееврейское священное писание уже включало в себя все тридцать девять книг, известных нам сегодня как Ветхий Завет. Кроме них у иудеев были и другие священные писания, впоследствии вышедшие из употребления. При выработке греческого канона христианской Библии к ним было проявлено такое же уважение, как и к прочим ветхозаветным текстам. Однако в целом христианская Церковь ставила их на второе место после канонических книг, выражавших принятые на Вселенских Соборах догматы — «истины веры», в связи с чем за ними закрепилось название «второканонические». Таких книг одиннадцать.
Первые дохристианские ветхозаветные апокрифы относятся к 190—170 годам до Р. X. Многие тексты не сохранились, иные дошли до нашего времени лишь во фрагментах. Отдельные памятники уцелели в более поздних переводах. Что касается авторов этих книг, их имена остались неизвестными.
Что же представляют собой ветхозаветные апокрифы в целом? Это книги, дополняющие и объясняющие библейское повествование, раскрывающие тайны Священного Писания. События, оставшиеся «за кадром» известной Священной Истории, предстают в них как бы увиденными глазами древних патриархов и выдающихся библейских персонажей. Этот своеобразный стилистический прием придавал большую значимость и весомость изложенным в апокрифах идеям, представлявшим определенную ценность в глазах их неизвестных авторов.
К числу важнейших памятников подобного рода относятся представленные в данном издании «Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Заветы двенадцати патриархов» и «Псалмы Соломона». Следует отмстить, что книги эти не принадлежат к категории «второканонических», представляя собой эзотерические, тайные тексты. Все они восходят к эллинистической эпохе (323—30 до Р. X.). После смерти Александра Македонского (323 до Р. X.) образованная им огромная империя распалась и была поделена между диадохами, полководцами Александра, боровшимися за власть. Так возникли эллинистические государства Селевкидов и Птолемеев.
Царство Селевкидов, потомков полководца Селевка I Никатора (ок. 356—281 до Р. X.) включало в себя Вавилонию и Сирию. Центр его находился в городе Антиохии (на территории современной Турции). Это царство просуществовало с конца IV века по 64 год до Р. X.
Птолемеи (Лагиды), потомки другого полководца Александра Македонского — Птолемея I Сотера (367/366—283 до Р. X.), правили Египтом (конец IV в. до Р. X. — 30 до Р. X.).
Зажатая между двух соперничающих государств, Палестина неизбежно стала предметом спора Селевкидов и Птолемеев. К политическим и территориальным претензиям этих правителей вскоре добавились и религиозные. И если с политическим поражением иудеи еще могли смириться, то поражение религиозное было для них невыносимо. Восстание под предводительством Маккавеев принесло евреям свободу, и в 164 году до Р. X. они очистили и заново освятили свой Храм, оскверненный Селевкидами. Однако римляне воспользовались ослаблением Иудеи из-за внутриполитической распри, и в 63 году до Р. X. Помпеи Великий (106—48 до Р. X.) занял Иерусалим. Последний иудейский царь-первосвященник был казнен в 37 году до Р. X., и в том же году правителем Иудеи становится Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос.
Все эти события являются историческим контекстом апокрифов, вошедших в настоящее издание и, так или иначе, находят свое отражение в текстах в метафорической и аллегорической форме.
Наиболее ярким в этом отношении произведением является «Книга Еноха». В сущности, сегодня нам известны три произведения, написанные от имени библейского патриарха Еноха, самое древнее из которых — так называемая «Первая книга Еноха» (IV/III—I вв. до Р. X.), сохранившаяся в эфиопской версии. «Вторая книга Еноха» дошла до наших дней лишь в славянском переводе X—XI века. Пространная версия «Славянского Еноха» была переведена с греческого. Перевод краткой редакции (так называемые Уваровский и Академический списки), возможно, был осуществлен с еврейского. В своей основе славянская версия книги восходит к иудаистскому оригиналу I века по Р. X., в котором прослеживается месопотамское, отчасти египетское и особенно иранское влияние. «Третья книга Еноха» (еврейская), или «Книга небесных Дворцов», датируется учеными по-разному (от III до VII века по Р. X.). Она содержит описание небесного путешествия известного палестинского законоучителя I—II века по Р. X. рабби Ишмаэла.
Описание экстатических небесных путешествий вообще характерно для еврейской мистики. Небесные видения содержатся в библейских текстах (в книгах Даниила, Иезекииля и Исайи). Визионерские небесные путешествия имеются и в «Славянском Енохе»: в главах 1- 12 рассказывается о прохождении Еноха сквозь семь небесных ярусов. В «Заветах двенадцати патриархов» повествуется о восхождении Левия сквозь небеса к Трону Славы. В «Вознесении Исайи» пророк, ведомый ангелом, проходит через семь небес к Трону Бога, где получает Откровение Истины.
В данном издании представлена эфиопская версия «Первой книги Еноха». Первые три эфиопских манускрипта книги были обнаружены Дж. Брюсом в Абиссинии и привезены в Европу в 1773 году. Первый европейский перевод (на английский язык) осуществлен Р. Лоуренсом и издан в Оксфорде в 1821 году. На русский язык текст переведен А. В. Смирновым в 1888 году.
Эфиопская версия, вероятно, является переводом с греческого оригинала IV—VI веков. Эфиопская (коптская) Церковь причисляла «Книгу Еноха» к каноническим, благодаря чему она и сохранилась до наших дней в целостном виде.
Вопрос о языке оригинала до сих пор остается открытым. В 1947—1956 годах в пещерах Хирбет-Кумрана, недалеко от побережья Мертвого моря, были обнаружены фрагменты около восьмисот рукописей, принадлежавших проживавшей здесь во II веке до Р. X. — I веке по Р. X. иудаистской религиозной общине. Среди этих рукописей фигурировали ряд фрагментов «Первой книги Еноха». Тем не менее, эта находка не помогла ученым выработать единое мнение относительно языка оригинала. Исследователи приходят к выводу, что он мог быть написан как на еврейском, так и на арамейском языке.
Почему фигура Еноха привлекала к себе внимание творцов целого ряда апокрифов? Почему они хотели посмотреть на мир его глазами? В самой Библии этому персонажу посвящено всего несколько строк. «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох перед Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 21—24). Упоминания о Енохе встречаются также в «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» (44, 16; 49, 14), в «Книге Юбилеев» (4,17—18, 24) и в «Послании к евреям апостола Павла» (11, 5). Строки эти многозначительны и загадочны. Енох — ветхозаветный патриарх допотопных времен, прадед Ноя, строителя ковчега, седьмой в списке поколений потомков Адама. У Еноха есть аналог в шумеро-аккадских легендах — Энмендуранна, седьмой в списке царей. Срок жизни Еноха соответствует числу дней солнечного года, что роднит его с образом солярного героя или царя. Енох почитается как основатель письменности и прообраз летописца (ему поручено вести летопись дел человеческих в потустороннем мире). Енох воплощает собой также образы мистика, общающегося с Богом, и аскета, лишь изредка покидающего свое уединение. Это архетип праведного царя, законоучителя, «правителя правителей» всего мира. Енох первый освоил астрологическую премудрость. И главное, он был человеком, которого Бог взял живым на небо. Подобной чести, кроме него, удостоились немногие — пророк Илия, Мелхиседек и апостол Иоанн.
«Книга Еноха» наполнена эзотерическими иносказаниями. Отечественный исследователь И. Р. Тантлевский предложил расшифровку ряда таинственных образов, сопоставив символический язык апокрифа с событиями из ранней истории Кумранской общины. К примеру, овцы — это, вероятнее всего, иудеи, которых постигли бедствия в период борьбы между Селевкидами и Птолемеями за обладание Палестиной. Орлы и другие хищные птицы — воинство селевкидского царя Антиоха III Великого. Собаки символизируют Птолемеев.
Предлагаемый перевод разделен переводчиком на шесть разделов. в которые не вошли введение и приложение. Условно это деление можно представить следующим образом:
— введение (главы 1—5) дает в общих чертах описание Суда Божия над праведниками и грешниками;
— первый раздел (главы 6—16) содержит рассказ о падении ангелов и о ближайших последствиях этого падения;
— второй раздел (главы 17—36) — «первое видение» Енохом тайн вселенной;
— третий раздел (главы 37—71) — «второе видение мудрости», или «книгу притч»;
— четвертый («космографический») раздел (главы 72—82) — это «книга об обращении светил небесных»;
— в пятом (главы 83—90) описываются два сновидения Еноха, в которых изображается будущая (по отношению ко времени Еноха) судьба человечества. Эта история облечена в форму пророчества и символических образов;
— шестой раздел (главы 91—105) носит нравственно-практический характер.
Особое приложение к апокрифу составляют последние три главы (106—108), где рассказывается о рождении Ноя и даются нравственные увещевания с кратким описанием места мучения грешников.
В современной науке деление «Первой книги Еноха» имеет следующий вид (см.: Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Москва—Иерусалим, 2000):
1. Книга стражей — главы 1—36;
2. Книга образов (подобий) [или притч] — главы 37—71;
3. Астрономическая книга (Книга астрономических писаний, или Книга движения небесных светил) — главы 72—82;
4. Книга видений — главы 83—90;
5. Книга послания Еноха — главы 91 — 104.
На протяжении всей своей истории «Книга Еноха» привлекала к себе внимание не только в иудейской среде. «Книга Исполинов» (главы 6—16), например, была весьма популярна в Римской и Византийской .империях. Эта книга в переработанном виде приписывалась манихейской традицией[2] самому основателю этого религиозного учения Мани (216—277) и считалась каноническим текстом. В манихейском варианте книга была известна от берегов Атлантики до Китая. И в наши дни «Книга Еноха» не была забыта. Еноху была посвящена целая глава знаменитой тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья», которая хоть впоследствии и не вошла в роман, однако была опубликована в виде отдельной новеллы.
Не менее известен и другой ветхозаветный апокриф — «Книга Юбилеев, или Малое Бытие», настоящий памятник древнеиудейских воззрений. Она представляет собой своеобразную интерпретацию библейского повествования, изложенного в книге Бытия и отчасти в книге Исход.
«Ангел лица», явившийся Моисею на горе Синай, по повелению Бога рассказывает ему о событиях, произошедших от сотворения мира до прибытия евреев к подножию священной горы. Моисей, за три месяца до этого выведший израильтян из египетского плена, слушает богооткровенную речь ангела и записывает его рассказ в книгу. Таким образом, повествование книги ведется от лица ангела, который служит посредником в передаче откровений от Бога к человеку.
«Книга Юбилеев» особенно интересна тем, что в ней раскрывается дух подлинного, а не нарицательного фарисейства, для которого характерно прежде всего стремление к тщательному и точному исполнению Закона Моисея. Фарисеи (что по-арамейски значит «отделенные») стремились к благочестию и были убеждены, что их правила «строят ограду вокруг закона». Поэтому, как верили фарисеи, люди смогут уберечься от нарушения Божьих заповедей, в точности соблюдая досконально разработанные предписания. «Книга Юбилеев» воспроизводит обрядовую практику иудейства времен земной жизни Иисуса Христа, в ней подробно описывается способ совершения той или иной жертвы, указываются вещества, дозволенные для жертвоприношений, перечисляются породы деревьев, которые употреблялись для сожжения жертв. В настоящее время известно, что ритуал, или обряд, не представляет собой «вырождения духа», как утверждали некоторые исследователи истории религии, а является особым видом «деятельной медитации», методом вхождения в определенное состояние духа, своеобразной духовной «настройкой». Это в корне меняет отношение к обрядовой стороне религиозной жизни и придает древним текстам, описывающим ритуалы, особую ценность.
Особое внимание в книге обращается на время описываемых событий, хронология которых в Библии опущена. Так, в книге определяется продолжительность пребывания прародителей в раю (семь лет), указывается время основания первого города Каином, датируются важные события в жизни патриархов. Хронология «Книги Юбилеев» существенно отличается от библейской. Время свершения всех более или менее крупных событий исчисляется от сотворения мира, в то время как в книге Бытия указывается главным образом только промежуточное время между двумя ближайшими событиями. Особенность летосчисления «Книги Юбилеев» заключается в том, что все описываемые в книге события распределяются по юбилеям, седминам и годам седмин (один юбилей состоит из сорока девяти лет, то есть семи седмин). Такое деление времени возвещает Моисею сам ангел, посвященный в тайны Божий. Таким образом, период от Адама до вступления евреев в Землю Обетованную составляет ровно 50 юбилеев, то есть 2450 лет. По всей видимости, одной из главных целей автора «Книги Юбилеев» было устранение трудностей в библейской хронологии, с которыми встречается читатель канонической книги Бытия. Автор стремился расположить библейские события патриархального периода в строгой последовательности по юбилеям, седминам и годам седмин. Эта главная задача отражена и в самом названии апокрифа.
«Книга Юбилеев» содержит интересные подробности, сказания и пояснения, которых нет в канонической книге Бытия. Известно, что во время персидского плена в VI веке у иудеев получает широкое развитие учение об ангелах и демонах. Вообще политические изменения в иудейской истории, произошедшие в период между возвращением евреев из плена и рождением Иисуса Христа, повлекли за собой огромные изменения в самом иудаизме. Израильтяне представляли себе
Бога как царя, окруженного ангелами. Бог — источник всех решений «в Своем Совете». Злым ангелам уделялось меньше внимания: считалось, что они находятся под контролем Всевышнего. После персидского плена, вероятно под влиянием зороастризма, духи зла принимают более конкретные очертания. Повествование о потусторонних силах мы встречаем и в «Книге Юбилеев». Ангелы и демоны вмешиваются во все важные события на земле. Во главе злых духов стоит Мастема (Сатана), который всячески пытается вредить не только отдельным патриархам, но и всему еврейскому народу.
Первоначально «Книга Юбилеев» была известна западным ученым по отрывкам, приводившимся в сочинениях св. Епифания и св. Иеронима. После того как римско-католическая церковь признала ее апокрифом, всякие упоминания о ней на Западе прекращаются. Но в греческой церкви время от времени указания на нее появлялись. Так, отрывки из «Книги Юбилеев» встречаются в хронографиях византийских историков Георгия Синкелла (VIII в.) и Георгия Кедрина (XI в.). Ссылается на нее и византийский писатель XII века Михаил Глика. «Книга Юбилеев» упоминается также в «Анналах» Иоанна Зонары (XII в.). В дальнейшем свидетельства о ней исчезают до тех пор, пока в 40-х годах XIX века миссионером доктором Крапфом не был обнаружен полный список текста на эфиопском языке. Следует отметить, что первоначальным языком апокрифа вероятнее всего был еврейский. Эфиопский же текст, обнаруженный Крапфом, являлся переводом с греческого.
Что касается времени создания «Книги Юбилеев», этот вопрос пока остается открытым. Вероятно, она была написана до Рождества Христова, так как воззрения автора книги еще очень далеки от талмудических. Кроме того, день в книге еще состоит из четырех часов, тогда как во времена Иисуса Христа сутки делились на двенадцать часов. Заимствования же из «Книги Еноха», а также отсутствие малейшего намека на разрушение иерусалимского Храма, уничтоженного римлянами в 70 году, позволяют датировать «Книгу Юбилеев» периодом между 160 годом до Р. X. и 70 годом по Р. X. В целом, большинство исследователей относят время написания текста к эпохе Маккавеев (I в. до Р. X.) — времени относительной независимости евреев.
Иудеи широко использовали «Книгу Юбилеев», заимствуя из нее некоторые сказания, которые нашли впоследствии отражение в талмудических писаниях. В христианской литературе первые следы использования этого апокрифа обнаруживаются в «Заветах двенадцати патриархов», где счет времени ведется также по седминам и юбилеям и приводятся целые выражения, заимствованные из «Книги Юбилеев». Правда, ряд ученых предполагает, что у обеих этих книг был некогда общий источник, не сохранившийся до наших дней.
Жанр «заветов сыновьям» восходит к библейскому сюжету. В Вефиле Бог обещал отдать Палестину многочисленным потомкам Иакова (Быт. 35). На смертном одре Иаков благословляет двенадцать своих сыновей (в том числе Ефрема и Манассию — детей Иосифа, усыновленных Иаковом-Израилем) и произносит пророчество относительно судьбы их потомков. Сыновьям Иакова было суждено стать родоначальниками двенадцати колен (племен) Израилевых. Именно поэтому завещание Иакова столь значительно и памятно для евреев.
Благословения Иакова были собраны в период правления царя Давида. Вот что говорится в Библии о двенадцати племенах Израиля. Рувим — первенец, потеряет право первородства и преимущества перед своими братьями по причине кровосмешения (Быт. 49, 3—4); и правда, во времена Моисея это племя было уже весьма малочисленным. Симеон и Левий будут прокляты за убийство жителей Сихема, которым они ответили на изнасилование их сестры Дины; вскоре колено Симеона слилось с коленом Иуды; колено Левия прекратило свое существование как нечестивое (о религиозной функции этого племени в благословении Иакова не упоминается). Иуда, по пророчеству отца, будет главенствовать среди всех братьев (Быт. 49, 8—9); к этому благословению добавляется предсказание о пришествии Мессии, спасителе богоизбранного народа.
Завещаний (заветов) самих двенадцати патриархов в Библии нет. Их мы находим только в апокрифической литературе. Писания в форме «заветов» были широко распространены в древней христианской литературе («Завет первозданных», «Завет трех патриархов», «Завет Иакова» и пр.). Но наиболее широкую известность в христианской среде получили «Заветы двенадцати патриархов, сыновей Иакова».
Каждый завет можно условно разделить на две части— историческую и нравоучительную. В первой каждый из патриархов излагает события из своей жизни, обращая особое внимание на собственные ошибки и добродетели, а во второй — делает нравственные выводы на основе своего жизненного опыта.
Нет сомнения в том, что автор «Заветов» был знаком с апокрифической «Книгой Еноха», из которой он, по всей видимости, и почерпнул учение о духах, сказание о падении ангелов, описание высших небес и их тайн, апокалипсическое видение тельца с двумя большими рогами и т. д. Очень часто в «Заветах» делаются прямые ссылки на пророческие писания Еноха. Но любопытно, что в подлинной «Книге Еноха», в варианте, дошедшем до наших дней, в более или менее точном виде почти нет цитат, приводимых в «Заветах».
Относительно вопроса о происхождении «Заветов» существует две точки зрения. Одни ученые защищают их христианские истоки, другие считают их работой иудея, дополненной поздними вставками, которые были сделаны при переписке или редактуре.
Что касается первоначального языка «Заветов», то по этому поводу также нет полной определенности. Часть исследователей отстаивает греческий вариант, по мнению других, основной текст был написан по-еврейски. Таким же образом делятся мнения относительно датировки текста. Сторонники христианского происхождения «Заветов» обычно относят их написание к концу I века, полагая, что они не могли появиться позднее середины II века, так как на них уже ссылаются Ириней Лионский, Ориген и Тертуллиан. Однако большинство исследователей, настаивающих на еврейском происхождении апокрифа, датируют его I веком до Р. X.
«Заветы двенадцати патриархов» оставили значительный след в христианской культуре. Указания на них мы находим у Оригена в его «Беседах на книгу пророка Исайи», где происхождение различных грехов объясняется влиянием на человека особых злых духов. Был, вероятно, знаком с «Заветами» и св. Иероним. До IX века о степени популярности «Заветов» судить сложно, однако с этого времени апокриф приобретает довольно широкое распространение, во всяком случае в Восточной Церкви. Об этом свидетельствуют сохранившиеся многочисленные списки «Заветов» и заимствования из них, встречающиеся у византийских хронографов. Апокрифы были также очень популярны и у славян. Помимо сказочно-поучительной привлекательности, «Заветы» могли оказать определенную помощь в борьбе с иудейской пропагандой, центром распространения которой стал Хазарский каганат (VII—X вв.). Самым надежным средством для защиты евангельского учения всегда считалось указание на наличие в Ветхом Завете прообразов Иисуса Христа и событий Его земной жизни, а также прямых пророчеств о Мессии-Христе, и в этом отношении «Заветы двенадцати патриархов» предоставляли особенно богатый полемический материал.
Еще одним важным аспектом, на который обращали внимание многие ученые, было отношение между «Заветами» и новозаветными писаниями. Английский ученый начала века Р. Чарльз высказал мысль, что их возвышенная мораль послужила своего рода подготовительной ступенью к христианству и в значительной мере отразилась в новозаветных писаниях, особенно в Нагорной проповеди Иисуса Христа. «Главная, исключительная ценность апокрифических „Заветов , — говорит ученый, — заключается в том нравственном учении, которое действительно обрело бессмертие благодаря влиянию, оказанному им на мысли и слог новозаветных писаний и даже на речи самого Спасителя. Это нравственное учение, несравненно более высокое и чистое, чем учение Ветхого Завета, составляет в „Заветах" истинно духовное сокровище: оно есть мост, устраняющий пропасть между учением Ветхого и Нового Заветов». Многие исследователи отвергают это утверждение, ссылаясь на явно иудейский характер текста. И все же можно допустить, что «Заветы двенадцати патриархов», не оказав прямого влияния на христианские идеи, отразили как бы общую тенденцию, переходное состояние между Ветхим и Новым Заветами.
Хронологически замыкают список ветхозаветных апокрифов, представленных в данном издании, «Псалмы Соломона», написанные, вероятнее всего, вскоре после смерти Гнея Помпея, то есть после 48 года до Р. X.
Этот лирический, поэтичный по форме апокриф написан в подражание богодухновенным книгам выдающихся мужей иудейской Древности. Его авторство приписывается самому знаменитому из израильских царей — Соломону. Господь наделил Соломона великой мудростью, слава о нем разнеслась далеко за пределы израильского государства. Но, пожалуй, более всего Соломон прославился строительством в Иерусалиме Храма, посвященного единому Богу. Таким образом, авторство самого Соломона придает «Псалмам» особую весомость и значительность.
Содержание «Псалмов» во многом обусловлено временем их создания. Как уже говорилось выше, апокриф возник вскоре после смерти Помпея. Незадолго до этого Иерусалим был подчинен римскому владычеству. Бедствия, которые обрушились на евреев после недолгого периода независимости в эпоху Маккавеев, воспринимались ими как настоящая катастрофа. Ожидания скорого наступления благодатных времен не оправдались. Божий дом был осквернен. Римские воины проникли даже в святилище, «Святое святых», куда израильскому первосвященнику позволялось входить лишь один раз в год (вдень всепрощения), и, как пишет в «Иудейских древностях» Иосиф Флавий, «узрели то, что не было разрешено видеть никому». Все это наполняло отчаянием сердца иудеев, вызывая недоумение и даже ропот: как Бог допустил такое?
Таким образом, перед автором «Псалмов» стояло две задачи. С одной стороны, нужно было обличить виновных в том, что Бог отвернулся от Своего народа, а с другой — внушить упавшим духом иудеям веру в справедливость Господа и надежду на восстановление царства Давидова под водительством грядущего Мессии.
Виновников нового иноземного владычества евреи видели в собственных правителях Гиркане и Аристовуле — последних представителях Маккавейской династии. Эту же точку зрения разделяет и автор апокрифа. Но наряду с беззакониями Маккавейских правителей, автор указывает и другую причину постигших отечество несчастий. Грехи Израиля превзошли грехи всех других народов! Вот почему Бог предал Свой народ в руки иноверцев и покинул Свое «жилище» в Иерусалиме. Бог не изменил Своему слову, а лишь воздал должное за совершенные злодеяния. И все же Господь не покинул Своего народа. Однажды придет Спаситель, которого Бог изберет из дома Давидова; Он сокрушит власть язычников, освободит из плена Израиль и соберет воедино рассеянный народ Божий. Не в силе оружия видит спасение автор «Псалмов Соломона». Только настоящая вера в Господа, святость и праведность смогут наконец приблизить для многострадальных иудеев царство мира и правды.
В христианской среде «Псалмы Соломона» пользовались уважением и порой ставились в один ряд с каноническими текстами. В одной из рукописей Х-ХI века, хранящейся в Венской библиотеке, «Псалтырь Соломона» поставлена между книгами Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова. Правда, со временем она была отнесена к неканоническим книгам, и чтение ее в церкви было запрещено.
Первоначальным языком «Псалтыри Соломона» большинство исследователей считают еврейский, хотя до наших дней сохранился только греческий перевод апокрифа. Впервые он был издан в XVII веке, по рукописи, которая впоследствии была утеряна. В дальнейшем были обнаружены другие списки апокрифа (в Копенгагене, Москве и Париже). На русский язык «Псалмы Соломона» впервые были переведены А. В. Смирновым.
Завершая краткий обзор ветхозаветных апокрифических памятников, нельзя не отметить, что неканоническая письменность издревле пользовалась популярностью на Руси, куда она проникла, судя по всему, вместе с ересью богомилов, особенно прочно утвердившейся в Болгарии в X веке. На это указывает тот факт, что апокрифические книги и сказания еще в XII веке были известны на Руси как «книги болгарские» или «басни болгарские». Действительно, Болгария и Сербия были странами, где апокрифическая письменность имела широкое распространение. Отличающиеся живым воображением, поэтическим чувством и благочестием славяне с особым интересом относились к апокрифическим сказаниям, которые содержали богатый легендарный материал, восполняющий библейские повествования, а также пророческие и апокалипсические мотивы. Не этим ли объясняется то, что современный российский читатель, будучи наследником древней славянской духовности, так отзывчив к новой балканской литературе (Милорад Павич, Горан Петрович, Ясмина Михайлович)? Однажды Милорад Павич, автор знаменитого «Хазарского словаря», заметил, что самым главным для понимания его произведений является читательская фантазия, а также «музыкальность читателя, то есть его способность воспринять музыку фразы». Вероятно, то же самое можно сказать и об апокрифах. Именно такому талантливому читателю «потаенные» книги откроют свой сокровенный смысл охотнее всего. В наши дни, когда человек отчаянно стремится вырваться из кошмара опустошающей сердце обыденности, символический язык древности обретает новое звучание и новую силу. И то, что еще недавно казалось ненужными, смешными суевериями, сегодня начинает осознаваться как врата в чистую, священную поэзию жизни. Все это, безусловно, придает особую актуальность текстам, которые мы предлагаем вашему вниманию.
[2] Манихейство — религиозное учение (осн. в III в. Мани), в основе которого лежит дуалистическое представление о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципах бытия.
Псалмы Соломона
1
1 Воззвал я к Господу в смертной тоске моей, к Богу воззвал в засильи грешников.
2 Раздался внезапно клич военный предо мною: я буду услышан, ибо исполнился праведности.
3 Помыслил я в сердце моем, что исполнился праведности, ибо достиг процветания и умножился в потомках моих.
4 Пусть богатство их разойдется по всей земле, а слава — до края земли.
5 Возвысились они до звезд, и сказал я: Нет, они не упадут!
6 Но возгордились в богатстве своем и не удержались.
7 Грехи их — в тайне, и я не ведал.
8 Беззакониями своими превзошли они племена, бывшие до них, осквернили святыни Господни скверною.
2
1 Возгордился грешник, стенобитным орудием сокрушил стены крепкие, и Ты не воспрепятствовал.
2 Взошли к жертвеннику Твоему народы чуждые, попирали сандалиями своими в надменности,
3 за то, что сыны Иерусалимские осквернили святыни Господни, принесли дары Богу в нечестии.
4 Из-за таких их дел сказал Он: Отбросьте это далеко от Меня, нет на том Моего благоволения.
5 Блеск славы их обратился в ничто, пред лицем Божиим унижен окончательно.
6 Сыны и дочери - в плену позорном, печать на шеях их, заклеймлены они между народами.
7 По прегрешениям их сделал им: предал в руки превосходящих силою,
8 отвратил лице Свое, отказался миловать их — юношу и старика, детей вместе с ними.
9 Ибо недостойное совершили все вместе — не слушали.
10 И небосвод омрачился, и земля отвратилась от них,
11 ибо не сделал всякий человек на ней, сколько они сотворили.
12 И узнает земля праведность судов Твоих, Боже.
13 И вот, выставил Бог сынов Иерусалимских на глумление: вместо притонов разврата прохожий всякий сюда сворачивал, при свете дня смеялись беззаконию своему,
14 тем же, что совершали при свете дня, выставили напоказ нечестие свое. И дочери Иерусалимские доступны стали все по суду Твоему,
15 за то, что осквернили себя, сходясь с кем попало. Чревом и утробой моей скорблю о них.
16 Я оправдаю Тебя, Боже, в правоте сердца, ибо в судах Твоих — правда Твоя, Боже,
17 ибо воздал Ты грешникам по делам их, по грехам их, тяжким весьма.
18 Открыл Ты грехи их, дабы ясен стал приговор Твой,
19 стер память о них с лица земли. Бог — Судия праведный и не смотрит на лица.
20 Совлек Он красу Иерусалима с престола славы, предали поруганию его язычники, топча ногами.
21 Препоясал он вретище вместо красивых одежд, бечеву вокруг головы своей вместо венца,
22 снял митру славы, которую возложил на него Бог:
23 в бесчестии пала краса его на землю.
24 И увидел я, и вознес мольбу к лицу Господа, и сказав: Довольно, Господи, тяготела рука Твоя над Иерусалимом — положи конец нашествию язычников!
25 Ибо насмеялись и не знали пощады в гневе и ярости злобной.
26 И довершат они дело свое, если Ты, Господи, не накажешь их в гневе Твоем,
27 ибо не из любви к Тебе сделали так, но из похоти душевной —
28 излили гнев свой на нас в расхищении. Так не помедли, Боже, воздать им на головы их,
29 дабы обречь высокомерие дракона на поругание!
30 И не помедлил Бог, явив мне надменность его пронзенной на горах Египетских, хуже самого последнего униженной на земле и на море,
31 тело его — носимым на волнах в полном нечестии, и не было никого, кто бы похоронил:
32 ибо унизил его Господь и обрек на поругание. И не помыслил он, что человек, и о последнем не помыслил.
33 Сказал: Господином земли и моря сделаюсь! — и не знал, что Бог велик, могуч в крепости Своей великой.
34 Он — Царь на небесах, судящий царей и владык,
35 пробуждающий меня к славе и усыпляющий надменных к погибели вечной в бесчестии, ибо не узнали Его.
36 Теперь же узрите, владыки земные, суд Господень, ибо велик Царь и праведен, судящий поднебесную.
37 Благословляйте Бога, боящиеся Господа в мудрости, ибо милость Господня в день суда — на боящихся Его,
38 когда разведет Он праведного и грешника, воздаст грешникам навеки по делам их
39 и помилует праведного, освободит от унижения перед грешником, воздаст грешнику за то, что он сделал праведному.
40 Ибо благ Господь к уповающим на Него с твердостью. Да сделает Он по милости Своей тем, кто с Ним, да пребудут непрестанно пред лицем Его в силе.
41 Славен Господь вовек пред лицем слуг Его!
3
1 Что ты спишь, душа, и не славишь Господа?
2 Пойте новую песнь Богу хвалимому! Пой и бодрствуй, дабы служить Ему, ибо псалом Богу, идущий от всего сердца, благ.
3 Праведные всегда помнят Господа, признают и хвалят суды Господни.
4 Не пренебрежет праведный вразумлением Господним, неизменно благоволение его к Господу.
5 Оступился праведный — и прославил Господа, упал — и взирает, что сделает ему Бог,
6 смотрит, откуда придет спасение к нему.
7 Честны праведные пред Богом, Спасителем их, нет в доме праведного прегрешения на прегрешении.
8 Праведный всегда блюдет дом свой, и в падении своем изгоняя неправедность.
9 Постясь, молит он простить неведение его и смиряет душу свою.
10 И Господь очищает всякого, кто благочестив, и дом его.
11 Оступился грешник — и проклинает жизнь свою, день, в который родился, и материнское чрево.
12 Громоздил он прегрешения на прегрешения в жизни своей.
13 Он пал, ибо мерзостно тело его, и уже не восстанет: гибель грешника — навеки,
14 И когда воззрит на праведных, не опомнится он.
15 Таков удел грешников навеки.
16 Те же, кто боится Господа, восстанут для жизни вечной, и жизнь их — в свете Господнем и не угаснет никогда.
4
1 Что ты сидишь, нечестивый, в синедрионе? Сердце твое далеко отступило от Господа, беззакониями гневишь ты Бога Израиля!
2 Чрезмерен он речами, чрезмерен и подозрительностью более всех, жесток в словах, когда осуждает грешников на суде.
3 И рука его среди первых ляжет на грешника, словно бы в ревности, сам же он отягощен пестротою грехов и неумеренностью.
4 Глаза его — на всякой женщине без различия, язык его лжив в договоре клятвенном.
5 В ночи и в тайне согрешает он, словно никем не зрим, глазами говорит он со всякою женщиной, замышляя недоброе,
6 скоро входит он во всякое жилище, веселясь духом, словно безгрешен.
7 Истреби, Боже, живущих в лицемерии рядом с благочестивыми, истреби разрушением плоти и бедностью жизнь их.
8 Открой, Боже, дела людей-человекоугодников, да будут осмеяны и поруганы дела их.
9 И да признают благочестивые праведность кары Бога их, когда истребляет Он грешников от лица праведника,
10 человекоугодников, говорящих закон с хитростью.
11 И словно змея глаза их в жилище человека твердого, дабы разрушить мудрость невинных речами преступными.
12 Речи его — обман, дабы потворствовать вожделениям неправедного.
13 Не отступал он, пока не рассеет как сирот и не опустошит дом ради вожделения преступного.
14 Лгал в речах своих, будто нет Видящего и Судящего.
15 Исполнился он беззакония, и глаза его на доме чужом, дабы разрушить его речами соблазна. И не насыщается всем этим душа его, подобно преисподней.
16 Да будет, Господи, удел его — бесчестие пред лицом Твоим, выхождение его — в стенаниях, а вхождение его — в несчастии.
17 В скорбях и в нищете и в смятении жизнь его, Господи: сон его — в скорбях, а пробуждение его — в смятении.
18 Да отнимется сон от висков его в ночи, да отпадет он бесславно от всякого дела рук своих.
19 С пустыми руками да войдет он в дом свой, и пусть не станет в доме том ничего, чем насыщал он душу свою.
20 В одиночестве бездетном старость его до самой смерти.
21 Да будет разбросана плоть человекоугодников зверями, а кости преступников — под солнцем в бесславии.
22 Да выклюют вороны глаза людей льстивых,
23 ибо опустошили они многие жилища людские в бесславии и разметали в вожделении.
24 И не вспомнили они о Боге, и не убоялись Бога во всем том,
25 но прогневили они Бога и рассердили. Да истребит Он их от земли, ибо души кротких совратили они обманом.
26 Блаженны боящиеся Господа в кротости своей.
27 Избавит их Господь от людей коварных и грешников и избавит нас от всякого соблазна преступного.
28 Да истребит Бог творящих в гордыне всякую неправедность, ибо Он — великий Судия и могучий Господь Бог наш праведный.
29 Да будет, Господи, милость Твоя на всех любящих Тебя.
5
1 Господи Боже, прославлю имя Твое в ликовании средь видящих праведность судов Твоих.
2 Ибо Ты благ и милостив, Ты — прибежище бедного.
3 Когда я взываю к Тебе, не отвратись в молчании от меня —
4 ибо не возьмет добычи человек от мужа могучего.
5 Да и кто возьмет из всего, что сотворил Ты, если Ты не дашь?
6 Ибо человек и жребий его у Тебя на весах, и не прибавит он, чтобы наполнить сверх суда Твоего, Боже!
7 В печали нашей призовем на помощь Тебя, и Ты не отвергнешь мольбу нашу, ибо Ты Единый Бог наш.
8 Да не опустишь тяжко руки Твоей на нас, чтобы не пришлось согрешить нам.
9 И если не обратишься к нам, не покинем Тебя, но последуем за Тобою.
10 Ибо если взалчу, воззову к Тебе, Боже, и Ты дашь мне.
11 Пернатых и рыб кормишь Ты, давая дождь в пустынях для взращения зелени, дабы уготовить пропитание в пустыне всякому живущему.
12 И если взалчут они, к Тебе поднимут лица свои.
13 Царей и начальников и народы Ты, Боже, питаешь; нищего и убогого кто надежда, если не Ты, Господи?
14 И Ты услышишь — ибо кто благ и праведен, кроме Тебя? — услышишь, как ликует душа смиренного, когда раскрываешь Ты милостиво руку Твою.
15 Доброта человеческая к ближнему скупа и холодна, и если повторит даяние без ропота, и тому подивишься.
16 Но Твое даяние великое благостно и обильно, и тот, чья надежда на Тебя, Господи, не поскупится на даяние сам.
17 На всей земле милость Твоя благостная, Господи!
18 Блажен тот, о ком помнит Бог, давая ему достаток умеренный:
19 если получает чрезмерно человек, согрешает.
20 Довольно для него меры праведной, и потому благодарение Господу за насыщение праведное.
21 Да возвеселятся в благах боящиеся Господа, и благость Твоя на Израиле в Царствии Твоем.
22 Благословенна слава Господня, ибо Он Царь наш!
6
1 Блажен муж, в ком сердце его готово призвать имя Господне:
2 помня имя Господне, спасется он.
3 Пути его направляются Господом, и хранимы дела рук его.
4 Лукавыми ночными видениями его не возмутится душа его,
5 на переправе рек, среди волнения вод морских не устрашится.
6 Восстал он от сна своего и благословил имя Господне.
7 В постоянстве сердца своего воспел имя Бога своего, молился, да не отвратится лице Господне от всего дома его.
8 И Господь услышал мольбу каждого, пребывающего в страхе Божием, и всякую просьбу души, уповающей на Него, исполнит Господь.
9 Благословен Господь, дающий милость воистину любящим Его!
7
1 Не отступись от нас, Боже, дабы не потеснили нас ненавидящие нас без причины.
2 Ибо Ты отразил их, Боже, и да не потопчет нога их наследие Святыни Твоей.
3 Вразуми нас по воле Твоей и не предай язычникам.
4 Если же смерть пошлешь, прикажи ей о нас, ибо Ты милостив и не прогневаешься на дела наши.
5 Имя Твое живет среди нас, и Ты пощадишь нас.
6 И не осилит нас язычник, ибо Ты защитник наш.
7 И мы призовем Тебя, и Ты услышишь нас.
8 Ибо Ты сжалишься над родом Израиля вовеки и не отвергнешь. И мы под игом Твоим вовеки и под бичом вразумления Твоего.
9 Ты направишь нас на путь в час заступничества Твоего, помилуешь дом Иакова в день, который Ты обещал им.
8
1 Скорбь и голос войны услышало ухо мое, голос трубы, возвещающей убийство и гибель,
2 голос народа великого, словно ветра великого, словно вихрь огня великого, несущегося по пустыне.
3 И сказал я в сердце моем: где положит остановить его Бог?
4 Голос услышал я: в Иерусалиме, граде Святыни.
5 Сокрушились чресла мои от этих слов, ослабели колени мои.
6 Убоялось сердце мое, сотряслись кости мои, как лен.
7 Сказал я: направляют они пути свои в праведности. Помыслил тут о судах Божиих от сотворения неба и земли, оправдал Бога в судах Его от века.
8 Открыл Бог прегрешения их при свете дня, узнала вся земля суды Божий праведные.
9 В местах потаенных беззакония их,
10 гневя Господа, сын с матерью, отец с дочерью смешивались,
11 прелюбодействовали каждый с женой ближнего своего, сговаривались друг с другом о подобном, скрепляя сговор клятвами.
12 Святыни Божий расхищали — и не было наследника-избавителя,
13 топтали жертвенник Господень — только что от всякой скверны, во время кровей поганили жертвы, словно мясо нечистое.
14 Не оставили греха, какого не сотворили бы хуже язычников.
15 Потому приготовил для них Бог дух заблуждения — напоил чашей вина неразбавленного допьяна.
16 Привел мужа от края земли — мужа, бьющего крепко,
17 положил войну на Иерусалим и землю его.
18 Вышли к мужу тому старейшины земли с радостью, сказали ему: Желанен приход твой! сюда, войдите с миром!
19 Сгладили пути неровные при входе их, открыли врата в Иерусалим, увенчали стены его.
20 Вошел он как отец в дом сыновей своих, с миром, утвердил стопы свои прочно,
21 занял башни города и стену Иерусалимскую:
22 ибо Бог привел его, неколебимого, в заблуждении их.
23 Погубил он старейшин их и всякого мудрого в совете, проливал кровь жителей Иерусалимских, как воду нечистую,
24 увел сынов и дочерей их, которых родили в скверне.
25 И сделали они в меру нечистоты своей по примеру отцов своих,
26 осквернили Иерусалим и посвященное имени Божию.
27 Оправдан Бог в судах Его над народами земли,
28 и чтящие Бога словно агнцы безгрешные среди них.
29 Хвалим Господь, судящий всякую землю в праведности Его!
30 Ведь вот, Боже, явил Ты нам суд Свой в праведности Твоей,
31 увидели глаза их суды Твои, Боже, оправдали мы имя чтимое Твое вовек.
32 Ибо ты — Бог праведности, судящий Израиля во вразумлении.
33 Обрати, Боже, милость Свою на нас и пожалей нас,
34 собери рассеяние Израилево, будь благ и милостив,
35 ибо вера Твоя — с нами, и мы ожесточим шею нашу, и Ты наставник наш.
36 Не оставь нас, Боже наш, чтобы не поглотили нас язычники в отсутствие избавителя.
37 И Ты — Бог наш от начала, и на Тебя понадеялись мы, Господи.
38 И мы не отступимся от Тебя, ибо благи суды Твои над нами.
39 На нас и детях наших благоволение Твое вовек, Господи, Спаситель наш, и не будем мы поколеблены впредь на вечное время.
40 Хвалим Господь в судах Его устами праведников,
41 ты же благословен, Израиль, Господом вовек.
9
1 Уведен Израиль от дома своего в чужую землю, отступили от Господа, избавившего их —
2 отказано им в наследстве, что даровал им Господь пред всеми народами, рассеян Израиль по слову Божию.
3 И да оправдаешься Ты, Боже, в праведности Твоей беззакониями их,
4 ибо Ты Судия праведный над всеми народами земли.
5 И не скроется от ведения Твоего ни один, творящий неправое,
6 так же, как праведность чтящих Тебя — пред лицем Твоим, Господи, ибо где скроется человек от ведения Твоего?
7 Боже, дела наши — выбор и власть души нашей, совершить правое или неправое делами рук наших.
8 Ты же в правде Своей будь милостив к сынам человеческим!
9 Делающий правое готовит себе жизнь подле Господа, делающий же неправое сам повинен в гибели души своей.
10 Ибо праведен суд Господень над мужем и домом.
11 Кому явишь доброту, Боже, если не призывающим Господа?
12 Очистит Господь грешную душу, дав исповедаться, дав излить ей грехи ее,
13 ибо стыдно нам и лицам нашим всего содеянного.
14 Да и кому отпустит Он грехи, как не тем, что согрешили?
15 Праведных, Боже, благословишь, не накажешь, если где оступились, и благость Твоя — на грешащих и кающихся.
16 И ныне Ты Бог, и мы — народ, который Ты возлюбил. Взгляни и сжалься, Бог Израилев: ибо мы — Твои, и не отврати милости Твоей от нас, дабы не подступились к нам.
17 Ибо избрал Ты семя Авраамово среди всех народов
18 и положил имя Свое на нас, Господи, и не оставишь вовек.
19 В Завете свидетельствовал Ты отцам нашим о нас, и мы станем уповать на Тебя, обратив к Тебе душу нашу.
20 Милость Господня на доме Израилевом во веки веков и впредь!
10
1 Блажен муж, кого воспомнил Господь в обличении, кто отвращен был бичом от пути злого и очистился от грехов, дабы не умножать числа их.
2 Готовящий спину свою для бича очистится, ибо Господь благ к терпящим наказание Его.
3 Ибо Он прямыми сделает пути праведных и не искусит вразумлением Своим.
4 И милость Господня на воистину любящих Его, и воспомнит Господь о рабах Своих в милости.
5 Свидетельство — в законе Завета вечного, свидетельство Господа — в посещении путей человеческих.
6 Праведен и благ Господь наш в судах Его вовеки, и прославит Израиль имя Господне в радости.
7 И возблагодарят Его благочестивые в собрании народа, и над нищими смилуется Господь в радости Израиля.
8 Ибо Он милостив и благ вовеки, и собрания Израиля прославят имя Господне.
9 От Господа спасение на дом Израилев в радость вечную!
11
1 Вострубите на Сионе трубою знамения священные!
2 Возгласите в Иерусалиме глас благовествующего! Ибо смилостивился Бог над Израилем и посетил их.
3 Встань, Иерусалим, на возвышенности и узри детей твоих, от востока и запада собранных воедино Господом.
4 От севера идут, радуясь Богу своему, с островов отдаленных собрал их Бог.
5 Горы высокие принизились до равнины для них,
6 холмы бежали прочь при входе их, дубравы дали тень им на пути их:
7 всякое древо благоуханное взрастил для них Бог, дабы прошел Израиль в присутствии славы Бога их.
8 Облекись, Иерусалим, в одеяние славы твоей, приготовь одежды святости твоей, ибо возвестил Бог благо Израиля во веки веков и впредь.
9 Да исполнит Господь, что возвестил над Израилем и Иерусалимом, да поднимет Господь Израиля именем славы Своей! Милость Господня да пребудет над Израилем во веки веков и впредь!
12
1 Господи, избавь душу мою от мужа преступного и порочного, от языка преступного и злоречивого, говорящего ложь и обман!
2 Чиня разврат, речи с языка мужа порочного подобны огню, поджигающему на току солому.
3 Так пусть же приход его наполнит жилища словом лживым, пусть вырубит деревья воспаляющей преступной радости,
4 пусть посеет вражду среди преступных жилищ злоречивыми устами! Да отдалит Бог от непорочных уста совершающих беззаконие в неведении, и да будут разметаны кости злоречивцев знающими страх Божий!
5 В пламени огненном язык лукавый да будет умерщвлен руками праведных!
6 Да охранит Господь покой души, ненавидящей делающих беззаконие, и да направит Господь мужа, несущего мир в дом.
7 Да пребудет спасение Господне на Израиле, чаде Его, вовек,
8 и да сгинут грешники от лица Господа безвозвратно — праведники же Господни да унаследуют обетование Господне!
13
1 Десница Господня оборонила меня, десница Господня оберегла нас.
2 Рука Господня избавила нас от меча нависшего, от голода и смерти грешников.
3 Звери злобные набежали на них, зубами своими разорвали плоть их и челюстями своими раздробили кости их, и от всего этого избавил нас Господь.
4 Смутился благочестивый от согрешений своих, и да не будет он взят вместе с грешниками.
5 Ибо ужасно низвержение грешника, но ничто из этого не коснется праведного:
6 неравно вразумление праведных, согрешающих в неведении, и низвержение грешников.
7 В одеждах наказывается праведник, да не восторжествует грешник над праведным.
8 Ибо наставляет Он праведного как сына любимого и вразумляет его как первенца.
9 И милостив Господь к почитающим Его, и согрешения их загладит вразумлением, ибо жизнь праведных навеки;
10 но грешники будут изъяты и погублены, и не сыщется более памяти о них.
11 На благочестивых же милость Господня, и на боящихся Его милость Его.
14
1 Верен Господь воистину любящим Его, терпящим наказание Его, совершающим путь в праведности предписаний Его, по закону, какой дал Он нам для жизни нашей.
2 Праведники Господни будут жить по нему вовек, рай Господень, дерева жизни — праведники Господни.
3 Росток их пустил корни вовек, и не будут вырваны из земли во все дни, ибо жребий и наследие Божие — Израиль.
4 И не так грешники и беззаконники, что возлюбили день в участи греха своего, в горечи гнили, в похоти своей,
5 и не вспомнили о Боге, ибо пути людские открыты пред лицем Его вполне, и хранилища сердец ведомы ранее, нежели исполнится.
6 За то удел их — ад, мрак и гибель, и не найти их будет в день, когда милость коснется праведных: чтящие же Господа унаследуют жизнь в радости.
15
1 В беде моей призвал я имя Господне, на помощь понадеялся Бога Иаковлева и был спасен,
2 ибо надежда и прибежище несчастных Ты, Боже.
3 Да и что имеет силу, Боже, как не воздать хвалу Тебе по истине?
4 И что может человек, как не воздать хвалу имени Твоему —
5 псалмом и хвалебной песнью в радости сердца, плодом уст на слаженном инструменте языка, первенцем уст от сердца благочестивого и праведного?
6 Делающий так не поколеблется вовек силами зла, пламя огненное и гнев нечестивцев не коснутся его,
7 когда выйдет он к грешникам от лица Божьего, чтобы сокрушить всю твердость грешников,
8 ибо знак Божий на праведных во спасение: голод, меч и смерть далеко от праведных,
9 побегут, как от войны, от благочестивых, кинутся в погоню за грешниками и настигнут их. И не избегнут делающие беззаконие суда Божьего, но словно врагами хитроумными будут захвачены,
10 ибо знак гибели на челе их,
11 и наследство грешников — гибель и мрак, и беззакония их устремятся за ними до глубин ада.
12 Наследство их не отойдет к детям их,
13 но беззакония обратят в пустыню дома грешников, и погибнут грешники в день суда Господня вовек,
14 когда посетит Бог землю в день суда Своего, дабы воздать грешникам во веки веков.
15 Боящиеся же Господа узнают милость Его в тот день и продолжат жизнь свою милостынью Бога их.
16
1 Погрузилась в дрему душа моя, забыв о Господе, и едва не впал я в забытье сонное,
2 подобно тем, кто удалился от Бога. Немного — и была бы предана смерти душа моя вблизи врат преисподней вместе с грешником,
3 унесена была бы душа моя от Господа Бога Израиля, если бы не помог мне Господь милостью Своею вечной.
4 Уколол Он меня, как шипом коня колют, чтобы служил я Ему, Спаситель и Заступник мой во всякий час — Он спас меня.
5 Славлю Тебя, Боже, ибо Ты помог мне во спасение мое и не сопричислил меня к грешникам в погибели.
6 Не удали от меня милость Твою, Боже, ниже память о Тебе от сердца моего, доколе я не умру.
7 Отврати меня, Боже, от согрешения злого и ото всякой злой жены, соблазняющей неразумного.
8 И да не совратит меня красота жены беззаконной и никто одержимый согрешением негодным.
9 Дела рук моих направь в страхе Твоем, и пути мои сохрани в памяти о Тебе.
10 Язык мой и уста мои одень словами правды, гнев и ярость безрассудную далекими сделай от меня,
11 ропот и малодушие в скорби удали от меня; если согрешу, вразуми меня, дабы я обратился к Тебе.
12 Благоволением и радостью утверди душу мою; укрепишь душу мою — и довольно будет мне даяния Твоего,
13 ибо, если не укрепишь Ты, кто вынесет наказание бедностью,
14 когда изобличает душу человека рука мерзости его? Испытание Твое — в плоти человеческой и в скорби бедности.
15 Хранящий праведность во всех бедах помилован будет Господом.
17
1 Господи, Ты Сам Царь наш во веки вечные, ибо Тобою, Боже, похвалится душа наша.
2 Каково время жизни человека на земле? По времени его — и надежда на него.
3 Но мы понадеемся на Бога, Спасителя нашего, ибо сила Бога нашего вовеки с милостью,
4 и Царствие Бога нашего вовеки в суде над народами.
5 Ты, Господи, избрал Давида царем над Израилем, и Ты клялся ему о семени его навеки, да не угаснет пред Тобою царство его.
6 И в согрешениях наших восстали на нас грешники, и напали на нас и притеснили нас. Чего не обещал Ты им, взяли они силою,
7 и не прославили честного имени Твоего. В славе воздвигли они царство в знак величия своего.
8 Пустым сделали они трон Давидов в многошумном высокомерии. Но Ты, Боже, низвергнешь их и возьмешь семя их от земли,
9 восставив на них человека, чуждого роду нашему,
10 по грехам их воздашь Ты им, Боже, да случится с ними по делам их.
11 По делам их не помилует их Бог, испытал Он семя их и не отпустил им.
12 Верен Господь во всех судах Его, кои вершит Он на земле.
13 Лишил беззаконный землю нашу живущих на ней, похитил юного и старого и детей их вместе с ними.
14 Во гневе своем отослал он их на Запад и насмеялся над правителями земли и не пощадил их.
15 Чуждый нам, возгордился враг, и сердце его чуждо Бога нашего.
16 И все, что соделал в Иерусалиме,- как язычники в городах своих богам своим.
17 И превосходили их сыны Завета среди народов смешанных, и не было среди них никого, кто творил бы в Иерусалиме милость и правду.
18 Бежали от них любящие собрания благочестивых, словно воробьи разлетелись от гнезда своего.
19 Скитались в пустынях, дабы спасти души свои от зла, и драгоценна в очах переселенца душа, спасшаяся из них.
20 По всей земле соделалось рассеяние их беззаконными, ибо перестало небо изливать дождь на землю,
21 сомкнулись источники вечные в безднах средь гор высоких, ибо не было среди людей тех никого, кто творил бы справедливость и суд. От правителя их до малейшего из народа — во грехе всяческом.
22 Царь в беззаконии, а судья в неправде, а народ во грехе.
23 Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим.
24 И препояшь его силою поражать правителей неправедных.
25 Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и праведливости
26 да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их.
27 Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих, угрозою его побегут язычники от лица его, и обличит он грешников словом сердца их.
28 И соберет он народ святой, и возглавит его в справедливости, и будет судить колена народа, освященного Господом Богом его.
29 И не позволит он поселиться среди них неправедности, и не будет с ними никакой человек, ведающий зло.
30 Ибо он будет знать, что все они — сыны Бога их, и разделит он их по коленам их на земле.
31 Ни переселенец, ни чужеродный не поселятся с ними более. Будет судить он народы и племена в премудрости и справедливости его.
32 И возьмет он народы язычников служить ему под игом его, и прославит он Господа в очах всей земли,
33 и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале.
34 Придут племена от края земли, дабы видеть славу его, неся в дар истомленных сынов Иерусалима,
35 и дабы видеть славу Господа, коею прославил Он эту землю; и сам справедливый царь научен будет Богом о них.
36 И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их — помазанник Господень.
37 Не понадеется он на коня, всадника и лук, не станет собирать себе в изобилии золота и серебра для войны, не станет оружием стяжать надежд на день войны.
38 Сам Господь — Царь его, надежда сильного надеждою на Бога, и поставит он все племена пред собою в страхе.
39 Ударит он по земле словом уст своих навеки,
40 благословит он народ Господа в премудрости с радостию.
41 И сам он чист от согрешения, дабы править народом великим; обличит он правителей и уничтожит грешников влаетию слова своего.
42 И не ослабеет во дни те, уповая на Бога своего, ибо сделал его Бог сильным духом святым и премудрым в рассуждении, с мощью и справедливостью.
43 И благословение Господа с ним в силе его, и не ослабеет он. Упование его на Господа,
44 и кто может против него? Мощный в делах своих и сильный в страхе Божием,
45 пасущий стадо Господне в вере и справедливости, не даст он ослабеть никому на пастбище их.
46 В благочестии поведет он их всех, и не будет среди них гордыни для угнетения среди них.
47 Такова краса царя Израиля, которую познал Бог, восставив его над домом Израиля для вразумления его.
48 Речи его, пламенем очищенные, драгоценнее золота, в собраниях будет судить он людей — колена освященных.
49 Слова его — как слова святых среди людей освященных.
50 Блаженны, кто будет жить в те дни, ибо узрят они сотворенное Богом счастие Израиля в собрании колен его.
51 Да ускорит Бог милость Свою над Израилем, да избавит нас от нечистоты врагов нечестивых. Сам Господь — Царь наш во веки вечные. с того дня, как утвердил их Бог, и от века. И не отклонились с того дня, как утвердил Он их; с давних времен не отступили они от пути своего, если Сам Бог не приказал им через слуг Своих.
18
1 Господи! милость Твоя — на творениях рук Твоих вовек,
2 благодать Твоя, дар изобилия - на Израиле. Глаза Твои взирают на них, и не узнает нужды ни одно из них,
3 уши Твои услышат мольбу несчастного, молящегося с упованием. Суды Твои надо всею землей исполнены милосердия,
4 любовь же Твоя — на семени Авраамовом, сынах Израилевых. Наказание Твое на нас — как на сыне первородном и единственном,
5 дабы отвратить душу послушную от греха по неведению.
6 Да очистит Бог Израиля в день милости благословением, в день избрания — возвращением помазанника Его.
7 Блаженны, кому случится во дни те увидеть блага Господни, какие явит Он роду, грядущему
8 под жезл вразумления помазанника Господня — в страхе пред Богом своим, в мудрости духа, праведности и силы,
9 дабы направил Он человека в делах праведности страхом Божиим, восстановил их всех в страхе Господнем —
10 благой род, боящийся Бога, во дни милости.
11 Велик Бог наш и славен, живущий в вышних,
12 определивший ход светил по времени от дней ко дням, и не сошли с пути, какой Он заповедал им.
13 В страхе Божием путь их каждый день — с того дня, как утвердил их Бог, и от века.
14 И не отклонились с того дня, как утвердил Он их; с давних времен не отступили они от пути своего, если Сам Бог не приказал им через слуг Своих.
|